Дорога в никуда

Среди множества сталинских “великих строек” (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас — Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард — Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой бессмысленностью. Сталинская «стройка века», железнодорожный путь вдоль Полярного круга, оказалась никому не нужна.

железная дорога Салехард - Игарка

Строительство железной дороги Салехард – Игарка, в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа.

В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка — Салехард. Ее строили зэки с 1947го по 1953 год под завесой полной секретности. Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели.

железная дорога Салехард - Игарка

Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы — вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом — тяжелыми паромами, зимой — по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся.

железная дорога Салехард - Игарка

Для Северных районов Сибири характерно существование зимников — временных автомобильных дорог, которые прокладываются зимой, после того, как выпадает снег, а многочисленные болота и реки покрываются льдом. Для того, чтобы сделать автомобильные переправы через реки более надежными, места переезда дополнительно замораживают — поливают водой, наращивая толщину льда. Железнодорожные ледяные переправы не просто поливали водой, в них вмораживали бревна, шпалы. Устройство ледовых переправ для железнодорожного транспорта — уникальное изобретение советских инженеров, такого, вероятно, не было ни до, ни после строительства дороги Игарка — Салехард.

железная дорога Салехард - Игарка

Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с зэками. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. Вначале окружали сами себя колючей проволокой, потом строили землянки и бараки.

железная дорога Салехард - Игарка

В послевоенные годы рельсов в СССР не хватало. Завозились рельсы снятые с действующих направлений. На рельсах и костылях дороги самые различные даты выпуска — с 1879 года.

железная дорога Салехард - Игарка

После войны Сталин продолжил превращение страны в неприступную крепость. Тогда и возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительства железнодорожного подхода к нему. Сначала порт предполагалось строить на берегу Обской губы у мыса Каменный, но строительство железнодорожной линии проектной длиной 710 км, дойдя за год до станции Лабытнаги на берегу Оби напротив Салехарда, захлебнулось: выяснилось, что глубина моря недостаточна для крупных судов, а заболоченная тундра не дает строить даже землянки.

Было решено перенести будущий порт еще восточнее – в Игарку – и строить железную дорогу Салехард – Игарка длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем планировалось продлить линию до Чукотки.

железная дорога Салехард - Игарка

Вдоль одноколейки по всей трассе на расстоянии 5 — 10 км друг от друга строились лагеря. Эти лагеря стоят до сих пор. Многие из них прекрасно сохранились. Бежать из лагеря было практически невозможно. Основная дорога — контролировалась охраной. Единственный путь к свободе лежал к Енисею, затем вверх по нему 1700 км до Красноярска или на север 700 км до устья Енисея или до Дудинки и Норильска, которые также строились заключенными и усиленно охранялись.

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

Большая часть работ, в том числе земляных, выполнялась вручную. Грунт, который почти по всей трассе оказался неблагоприятным – пылевидные пески, вечная мерзлота, – возили тачками. Часто целые его составы уходили в болото, как в прорву, а уже построенные насыпи и выемки оползали и требовали постоянной подсыпки. Камень и крупнозернистый песок завозили с Урала. И все же стройка продвигалась.

железная дорога Салехард - Игарка

И это при том, что финансирование велось по фактическим затратам, без утвержденного проекта и смет, которые были представлены правительству только 1 марта 1952 года. Общие расходы должны были составить 6,5 млрд руб., из которых 3 млрд – затраты прошлых лет. Предполагалось, что сквозное движение до Игарки откроется в конце 1954 года, а в постоянную эксплуатацию линию сдадут в 1957 году. Однако документы так и не были утверждены.

После пуска участка Салехард – Надым выяснилось, что возить по новой дороге некого и нечего. Строительство поддерживала лишь никем не отмененная директива Сталина, и как только вождя не стало, постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1953 года оно было прекращено. За считаные месяцы дорога обезлюдела: заключенных вывезли на Урал. Пытались вывезти и технику(например, рельсы с участка Ермаково – Янов стан), но многое просто бросили. Все было списано, кроме телефонной линии, доставшейся Министерству связи, и железнодорожной ветки Чум – Лабытнанги, которую МПС приняло в постоянную эксплуатацию в 1955 году. А дорога умерла.

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

железная дорога Салехард - Игарка

Источник: http://mgsupgs.livejournal.com/1178965.html

(Visited 824 times, 1 visits today)