15 изображений, проданных за баснословные деньги
Фотография на протяжении десятилетий остаётся не только очень популярным хобби, но и весьма прибыльной профессией. Однако, в то время как сегодня большинство людей ограничивается публикацией фотохроники своей жизни в социальных сетях, есть те, кто продают свои фотографии на аукционах по баснословно высоким ценам. В чём же секрет ценности 15 самых дорогих снимков, когда-либо реализованных на аукционах — далее в обзоре.
Профессиональная фотография — занятие весьма дорогостоящее. Поэтому совсем неудивительно, что фотографы за свои услуги взимают всегда довольно солидную плату. Кроме того, есть такие представители этой профессии, которые находятся на вершине своего мастерства. Их работы считаются произведениями искусства. Сочетание многолетнего опыта и взгляда на эстетику иногда приносит миллионы долларов. Но что же делает самые дорогие фотографии, когда-либо проданные, такими ценными? Какие уникальные истории стоят за этими знаменитыми снимками?
«Париж, Монпарнас» (1993) Андреаса Гурски – 2 416 475 долларов.
На этом снимке запечатлена работа французского архитектора Жана Дюбюиссона, созданная им между 1959 и 1964 годами. Андреас Гурски решил использовать здесь цифровое изменение, и то, что изображено, невозможно увидеть в реальности, поскольку обзор закрыт по зданиям с каждой стороны кадра. Метод работы этого фотохудожника похож на живопись, напоминающую работы голландского художника Пита Мондриана, особенно его знаменитые сеточные рисунки, и «Цветовые диаграммы» немецкого художника Герхарда Рихтера. Асимметрия оконных обработок отдельных комнат Гурски, как и множество нежных оттенков и цветов Рихтера, каждый на своём месте, оживляет огромное, структурированное целое ощущением изобилия вариаций.
«Пруд — лунный свет» (1904) Эдварда Стейхена — 2 928 000 долларов.
Эдвард Стейхен создавал отпечатки такой художественной соблазнительности, используя трудоёмкий метод последовательной печати, что их по сей день никто не смог превзойти. Эта картина пруда в лесу в нью-йоркском Мамаронеке нежно окрашена в духе «Ноктюрнов» Уистлера и представляет собой тональную симфонию сумерек, многозначительности и невнятности.
Известно, что до сих пор существуют только три известных варианта фотографии, и каждый из них имеет свои особенности из-за тщательного наслаивания. Луна, поднимающаяся над прудом в кадре фотографа, отражает величие и загадочность ночного светила, серебристость её света и её обманчивую близость к Земле. С помощью таких снимков Стейхен демонстрировал огромный эстетический потенциал фотографии, ставя его в один ряд с рисунком и живописью.
Кадр из фильма без названия № 48 (1979) Синди Шерман – 2 965 000 долларов.
Эта фотография принадлежит Синди Шерман и является частью коллекции из 70 чёрно-белых фотографий, на которых художница изображает несколько стереотипных женских ролей в кино, в том числе одинокую домохозяйку, вампиршу и работающую девушку. Печатные фотографии, имитирующие сцены из Голливуда 1950-х и 1960-х годов, фильмов категории «Б», фильмов «нуар» и европейских арт-хаусных фильмов, имитируют по масштабу, формату и качеству регулярно ставящиеся «кадры», используемые для продажи фильмов.
Шерман инициирует дискуссию о стереотипных изображениях женщин, фотографируя себя в подобных ситуациях. Независимо от того, нажала ли она затвор или нет, её считают фотографом. С другой стороны, фрагменты из «Кадров из фильмов без названия» не считаются автопортретами.
Noire et Blanche (1926) Мана Рэя – 3 131 533 доллара.
На портрете изображена Кики де Монпарнас, известная французская модель, которая положила голову на стол. Глаза её закрыты, а левая рука держит вертикально чёрную африканскую маску. Живое лицо модели ярко контрастирует с блестящей чёрной маской. Фотохудожник увлекался африканским искусством. Снимок был им сделан в 1926 году и является одним из самых известных его изображений того периода, когда он был сюрреалистом.
99 Cent II Diptychon (2001) Андреаса Гурски – 3 346 456 долларов.
Андреас Гурски — немецкий фотограф, известный своими огромными фотографиями, обработанными в цифровом формате, которые исследуют коммерческое общество и беспокойный темп современной жизни. Его чёткая композиционная тактика создаёт яркие образы, которые пересекают границу между абстракцией и представлением.
Гурски также регулярно использовал манипуляции с цветом для создания более организованной или однородной палитры, как на этой знаменитой фотографии, дезориентирующем диптихе, сфотографированном в магазине «99 Cents Only». Он использовал этот метод, чтобы создать взрыв повторяющихся жёлтых, красных и оранжевых оттенков с розовыми, синими, чёрными и белыми пятнами. Он также разместил отражение предметов в цифровом виде на потолке, усилив визуальное воздействие и создав впечатление окружения сошедшего с ума общества потребления.
«Разговор мёртвых войск» (1992) Джеффа Уолла – 3 666 500 долларов.
Это изображение представляет собой одну из сложных постановок Уолла, включающую декорации, актёрский состав, съёмочную группу и цифровую обработку. На этом снимке, действие которого происходит в пустыне, показано нападение моджахедов на патруль Советской Армии возле Могора во время советско-афганской войны зимой 1986 года. В результате разрушительного удара 13 советских солдат получили ужасные смертельные ранения. На фотографии выглядит всё так как будто они живы и общаются друг с другом. На фотохудожника повлияли картины Франсиско Гойя и изображения войны.
Без названия (Ковбой) (1998) Ричарда Принса – 3 749 000 долларов.
Ричард Принс начал выставлять работы из своей серии «Ковбой» в начале 1980-х годов, в которых он перефотографировал культовую рекламу сигарет Marlboro, вырезая любой текст и оформляя их как произведения искусства. При этом он обнаружил в американском обществе богатый символ, который олицетворял приключения, самодостаточность и суровую личность. Начиная с 1950-х годов в рекламе Marlboro изображались ковбои, скачущие по просторам Дикого Запада.
В джинсах, ботинках, кожаных штанах, шпорах и шляпе «Стетсон» ковбоя было легко узнать. Он почти весь белый, и его описывают как привлекательного, обветренного и подтянутого. Образ ковбоя нравится как женщинам, так и мужчинам — это символ привлекательности и образец для подражания. Серия «Ковбой» опирается на роскошный, высокобюджетный и художественный образ коммерческой кампании. Принс больше ничего не изменил в этих и без того потрясающих изображениях, удалив текст и расширив их.
Её Величеству (1973) Гилберта и Джорджа – 3 767 960 долларов.
Гилберт Пруш родом из Сан-Мартин-де-Тор, Италия, а Джордж Пассмор из Плимута, Великобритания. Их редко можно увидеть на публике отдельно друг от друга. Они почти всегда носят костюмы, которые уже стали их «униформой» со времён их серии «Поющие скульптуры». Это фото является её частью и состоит из 37 отдельных фотографий, на которых изображены либо пьяные, либо готовящиеся вскоре таковыми стать.
Без названия № 93 (1981) Синди Шерман — 3 861 000 долларов.
Изображения Синди Шерман были тепло встречены художественным истеблишментом и критиками, когда они были впервые показаны. Тем не менее, было множество дебатов по теме виктимизации женщин. Некоторые наблюдатели сочли этот снимок изображением женщины, которая, похоже, подверглась насилию.
На самом деле это вовсе не было целью художника. Все эти изображения не просто так безымянны: Шерман предпочитает не давать названия своим произведениям искусства, потому что не хочет навязывать им повествование. Фотограф превращает зрителей в участников акта наблюдения и фотографирования. Снимки сделаны в очень личное время, когда эти женщины одни. И поскольку все они кажутся уязвимыми, это заставляет тех, кто наблюдает, осознавать себя вуайеристами.
Без названия № 96 (1981) Синди Шерман — 3 890 500 долларов
Синди Шерман целенаправленно едко бросает взгляд на американскую культуру, невольно соединяя дисциплину и женственность, случайно позиционируя себя как лидера нового феминистского движения. Она буквально включает себя в своё искусство. Шерман создаёт новый диалог со зрителями, делясь разнообразными историями. «Я пытаюсь заставить других узнать что-то о себе через эти мои изображения», — говорит она.
Эта композиция критикует перформативную силу журналов через те же средства массовой информации, которые пропагандируют образ доступности тела. Шерман стремилась подчеркнуть заманчивое, но в то же время репрессивное воздействие СМИ на индивидуальную и социальную идентичность.
«Духовная Америка» (1981) Ричарда Принса – 3 973 000 долларов.
Ричард Принс был сторонником жанра повторной фотографии, в котором он присваивает предыдущие фотографии и использует процессы наложения, обрезки или комбинирования для создания нового изображения. В его самом известном проекте по повторной фотографии, сериале «Ковбой» (1980–1992), использовался человек из рекламы сигарет Marlboro.
Принс является одним из наиболее высокооплачиваемых фотохудожников планеты и в то же время – наиболее скандальным фотографом-апроприатором, который перефотографировал рекламные снимки из старых журналов и газет, увеличивая оригинал в десятки раз, после этого представлял работы, как собственные.
Работы Принса последовательно затрагивают вопросы авторства фотографий, а также более глубокого значения, присущего изображениям, составляющим современную визуальную культуру.
«Рейн II» (1999) Андреаса Гурски – 4 338 500 долларов.
На этой знаменитой цветной фотографии изображён участок реки Рейн недалеко от Дюссельдорфа. Изображение легко узнать и можно рассматривать как абстрактное расположение горизонтальных полос разной ширины и оттенка.
Линия горизонта практически идеально разрезает изображение пополам по центру. Хмурое небо над ним серо-голубое. Река представляет собой плавную непрерывную линию между полосами зелёной травы в нижней половине фотографии. В нижней части изображения на переднем плане можно увидеть крошечный след. Под ним проходит небольшая полоска ухоженной зелёной травы. Гурски использует камеру среднего формата для съёмки изображений, которые затем сканирует на свой компьютер и изменяет. Его намерение при использовании цифровых технологий состоит не в создании вымышленных образов, а в улучшении представления вещей, которые уже существуют в реальном мире.
«Призрак» (1999) Питера Лика – 6 500 000 долларов.
Любимое место Питера Лика для фотографии — юго-запад Соединённых Штатов, где его постоянно тянет к каньону Антилопы в Аризоне. Питер сфотографировал своего «Призрака» в подземном гроте — великолепное чёрно-белое изображение, которое получило своё мистическое название за волшебные блики отражённого света.
За свою карьеру Питер Лик был удостоен множества наград как преданный своему делу и одарённый художник, человек, выросший в скромной семье в своей родной стране, Австралии.
Однако вокруг его работ и обоснованности продажи этого снимка ведётся много жарких споров. Лик, родившийся в Австралии, продаёт свои произведения искусства обычно в туристических местах, таких как Мауи и Лас-Вегас. Туристы всегда рады привезти домой столь великолепный сувенир.
«Утюг» (1904) Эдварда Стейхена – 11 800 000 долларов.
Флэтайрон-билдинг был построен в 1902 году и быстро стал одним из самых узнаваемых сооружений Нью-Йорка. Это быстро привлекло внимание таких фотографов, как Эдвард Стейхен и Альфред Штиглиц, которые пытались развивать фотографию в пикториалистической манере, сравнимой с живописью.
Стейхен окрасил платиновый отпечаток, на котором основано это изображение, путём наслаивания пигмента, содержащегося в светочувствительной комбинации бихромата калия и гуммиарабика. Снимок был сделан Стейхеном с западной стороны парка Мэдисон-сквер. Он создал три принта в коричневых, синих и оранжевых тонах. Конечный продукт, похоже, основан на японских гравюрах на дереве, которые были модны в то время, а также на картинах «Ноктюрны» американского художника Джеймса Макнила Уистлера, однако его сюжет весьма характерен для Америки.
«Скрипка д’Энгра» (1924) Мана Рэя – 12 400 000 долларов.
«Скрипка д’Энгра» считается самой дорогой картиной в мире и одним из самых признанных и ценных произведений искусства 20 века. Этот кадр иллюстрирует приверженность Ман Рэя творческой независимости. Муза и партнёрша Ман Рэя, Элис Прин (Кики де Монпарнас), была натурщицей, позировавшей для этого знаменитого снимка. Первоначально произведение было опубликовано в журнале Андре Бретона Littérature в июне 1924 года, в том же году, когда оно было создано.
Самая дорогая картина в мире с момента своего появления считалась символом сюрреализма. Спина модели украшена таким образом, чтобы фигура походила на скрипку. Для этого Ман Рэй выжег формы эфов на фотобумаге. Сначала он вырезал фигуры из толстого листа бумаги, потом поместил их на лист фотобумаги, а затем подверг его воздействию света, в результате чего эфы перенеслись на отпечаток.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270923/57584/