Село Давлеканово до революции

Село Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии возникло в 30-е гг. XVIII века на землях башкира-вотчинника Давлекана Сыртланова. В 1797 г. в двух верстах от него поселился припущенник Иткул Баскунов, ос новавший деревню Иткулово. Быть бы им обычными башкирскими деревнями, но с проведением в 1888 г. Самаро-Златоустовской железной дороги здесь возник переселенческий поселок Давлекановский, где поселялись русские, немцы, украинцы, поляки, евреи, латыши, чехи, эстонцы, швей царцы, голландцы…

Вскоре из двух башкирских деревень и переселенческого поселка образовался единый населенный пункт, ставший позже горо дом Давлеканово. Переселенцы, в особенности немцы-меннониты, сыграли большую роль в разви тии промышленности и торговли. В Давлеканово, благодаря выгодному географи ческому положению, организовался значительный хлебный рынок. Здесь разместился крупный ссып ной пункт, куда свозился хлеб со всей округи. Пер воначально переработка зерна на месте была не значительна, и оно, главным образом, вывозилось на запад. Только в 1908 г. со станции Давлеканово было вывезено свыше 2 млн. пудов зерна (всего по Уфимской губернии 6 млн. пудов).

Переселенцы положили начало собственной мукомольной промышленности. Ими было построе но множество мельниц — газогенераторных, паровых, нефтяных, водяных. Это были высокомеханизированные предприятия, оборудование для которых закупалось в Германии, Англии, Швейцарии, США. В 1908 г. в северной части Давлеканово, на реке Дёме, предпринимателями А. Петерсом, Г. Пеннером и Г. Тиссеном была построена первая па ровая водяная вальцовая мельница, получившая название «Якорь». А уже в 1909 г. продукция «Якоря» на Всероссийской выставке в Ростове-на-Дону за высокое качество крупчатки — муки сортового помола — была удостоена Большой серебряной медали.

В 1912 г. построило мельницу мукомольное товарищество «Братья Левен и А. Гардер». Другой стороной деятельности давлекановских меннонитов была торговля сельскохозяйственны ми машинами. По данным 1915 г. в Давлеканово и Иткулово насчитывалось более десятка складов, владельцами которых были Г. и Т. Эльворти, А.Д. Бюлер, А. Г. Вильмс, Ремпель, Зудерман, Эпп, Кооп и другие. Здесь можно было найти конные и паровые молотилки, трактора «Интернационал», сеялки, плуги, соломорезки, жнеи, косилки и многое другое.

К началу XX века село приобрело уже черты настоящего города, далеко обогнав по числу жите лей свой уездный город Белебейй, о нем и пишут в путеводителях, как о городе: «Означенные деревни теперь почти слились с расположенной при станции «Давлеканово» деревней Иткуловым и станционным поселком и образовали довольно значительный город».

В 1908 г. в Давлеканово открылось Городское четырехклассное училище, хотя формально оно оставалось селом.Еще одной «городской» приметой стало появление в Давлеканово собственной типографии.
В декабре 1913 г. прошение жителей Давлеканова о преобразовании его в город было подано ими уфимскому губернатору. В «Журнале Уфимского Губернского по земским и городским делам Присутствия» на 27 ноября 1914 г. говорится: «Сего числа в заседании слушали: дело о преобразовании пос. Иткуловского (Давлекановского), Белебеевского уезда в город… ибо данные свидетельствуют, что в селе этом население 15.500 обоего пола, причем большинство населения занимается торговлей, промыслами и делами свободной профессии; в селе 114 каменных и 884 деревянных жилых домов, стоимость коих исчисляется (не считая мельниц, складов и надворных построек) в 774750 руб., торгово-промышленных заведений 366, с годовым оборотом за 1913 год, по официальным сведениям Податной Инспекции, в 17 миллионов руб.; сам характер жизни вполне городской».

Однако события революции 1917 г. и последовавшей за ней гражданской войны (город попеременно брали то колчаковцы, то чапаевцы), голод и разруха, сократили количество населения до 5000 человек, и о городе пришлось забыть еще на четверть века. Городской статус Давлеканово получило только 17 октября 1942 года.

Железнодорожная станция.

Село Давлеканово до революции

Прибытие поезда.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль. Главная улица с мечетью.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль. Часть главной улицы.

Село Давлеканово до революции

Башкирское село.

Село Давлеканово до революции

Давлеканово. Главная улица.

Село Давлеканово до революции

Село Карменкай.

Село Давлеканово до революции

Село Карменкай. Вид с горы.

Село Давлеканово до революции

Пивоваренный завод «Пльзень». Давлеканово.

Село Давлеканово до революции

Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.

Село Давлеканово до революции

Кумысное заведение в селе Дурасово.

Село Давлеканово до революции

Жилище башкир.

Село Давлеканово до революции

Национальная борьба во время народного башкирского праздника Йыйын, в деревне Ебалаклы.

Село Давлеканово до революции

Народный башкирский праздник Йыйын, в деревне Ебалаклы.

Село Давлеканово до революции

Башкирки с детьми и кумысницы на празднике Йыйын, в деревне Ебалаклы.

Село Давлеканово до революции

Башкиры с жёнами и детьми на празднике Йыйын, в деревне Ебалаклы.

Село Давлеканово до революции

Земская больница.

Село Давлеканово до революции

Городское классное училище.

Село Давлеканово до революции

Общий базар.

Село Давлеканово до революции

Татарская мечеть.

Село Давлеканово до революции

Вид немецкого квартала с центральным училищем, северной улицей и станцией.

Село Давлеканово до революции

Типы татар.

Село Давлеканово до революции

Типы чувашей.

Село Давлеканово до революции

Башкиры.

Село Давлеканово до революции

Железнодорожная станция Шингак-Куль.

Село Давлеканово до революции

Источник: https://humus.livejournal.com/8532112.html

(Visited 270 times, 1 visits today)