Село Давлеканово до революции
Село Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии возникло в 30-е гг. XVIII века на землях башкира-вотчинника Давлекана Сыртланова. В 1797 г. в двух верстах от него поселился припущенник Иткул Баскунов, ос новавший деревню Иткулово. Быть бы им обычными башкирскими деревнями, но с проведением в 1888 г. Самаро-Златоустовской железной дороги здесь возник переселенческий поселок Давлекановский, где поселялись русские, немцы, украинцы, поляки, евреи, латыши, чехи, эстонцы, швей царцы, голландцы…
Вскоре из двух башкирских деревень и переселенческого поселка образовался единый населенный пункт, ставший позже горо дом Давлеканово. Переселенцы, в особенности немцы-меннониты, сыграли большую роль в разви тии промышленности и торговли. В Давлеканово, благодаря выгодному географи ческому положению, организовался значительный хлебный рынок. Здесь разместился крупный ссып ной пункт, куда свозился хлеб со всей округи. Пер воначально переработка зерна на месте была не значительна, и оно, главным образом, вывозилось на запад. Только в 1908 г. со станции Давлеканово было вывезено свыше 2 млн. пудов зерна (всего по Уфимской губернии 6 млн. пудов).
Переселенцы положили начало собственной мукомольной промышленности. Ими было построе но множество мельниц — газогенераторных, паровых, нефтяных, водяных. Это были высокомеханизированные предприятия, оборудование для которых закупалось в Германии, Англии, Швейцарии, США. В 1908 г. в северной части Давлеканово, на реке Дёме, предпринимателями А. Петерсом, Г. Пеннером и Г. Тиссеном была построена первая па ровая водяная вальцовая мельница, получившая название «Якорь». А уже в 1909 г. продукция «Якоря» на Всероссийской выставке в Ростове-на-Дону за высокое качество крупчатки — муки сортового помола — была удостоена Большой серебряной медали.
В 1912 г. построило мельницу мукомольное товарищество «Братья Левен и А. Гардер». Другой стороной деятельности давлекановских меннонитов была торговля сельскохозяйственны ми машинами. По данным 1915 г. в Давлеканово и Иткулово насчитывалось более десятка складов, владельцами которых были Г. и Т. Эльворти, А.Д. Бюлер, А. Г. Вильмс, Ремпель, Зудерман, Эпп, Кооп и другие. Здесь можно было найти конные и паровые молотилки, трактора «Интернационал», сеялки, плуги, соломорезки, жнеи, косилки и многое другое.
К началу XX века село приобрело уже черты настоящего города, далеко обогнав по числу жите лей свой уездный город Белебейй, о нем и пишут в путеводителях, как о городе: «Означенные деревни теперь почти слились с расположенной при станции «Давлеканово» деревней Иткуловым и станционным поселком и образовали довольно значительный город».
В 1908 г. в Давлеканово открылось Городское четырехклассное училище, хотя формально оно оставалось селом.Еще одной «городской» приметой стало появление в Давлеканово собственной типографии.
В декабре 1913 г. прошение жителей Давлеканова о преобразовании его в город было подано ими уфимскому губернатору. В «Журнале Уфимского Губернского по земским и городским делам Присутствия» на 27 ноября 1914 г. говорится: «Сего числа в заседании слушали: дело о преобразовании пос. Иткуловского (Давлекановского), Белебеевского уезда в город… ибо данные свидетельствуют, что в селе этом население 15.500 обоего пола, причем большинство населения занимается торговлей, промыслами и делами свободной профессии; в селе 114 каменных и 884 деревянных жилых домов, стоимость коих исчисляется (не считая мельниц, складов и надворных построек) в 774750 руб., торгово-промышленных заведений 366, с годовым оборотом за 1913 год, по официальным сведениям Податной Инспекции, в 17 миллионов руб.; сам характер жизни вполне городской».
Однако события революции 1917 г. и последовавшей за ней гражданской войны (город попеременно брали то колчаковцы, то чапаевцы), голод и разруха, сократили количество населения до 5000 человек, и о городе пришлось забыть еще на четверть века. Городской статус Давлеканово получило только 17 октября 1942 года.
Железнодорожная станция.
Прибытие поезда.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль. Главная улица с мечетью.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль. Часть главной улицы.
Башкирское село.
Давлеканово. Главная улица.
Село Карменкай.
Село Карменкай. Вид с горы.
Пивоваренный завод «Пльзень». Давлеканово.
Деревня Ебалаклы при станции Шингак-Куль.
Кумысное заведение в селе Дурасово.
Жилище башкир.
Национальная борьба во время народного башкирского праздника Йыйын, в деревне Ебалаклы.
Народный башкирский праздник Йыйын, в деревне Ебалаклы.
Башкирки с детьми и кумысницы на празднике Йыйын, в деревне Ебалаклы.
Башкиры с жёнами и детьми на празднике Йыйын, в деревне Ебалаклы.
Земская больница.
Городское классное училище.
Общий базар.
Татарская мечеть.
Вид немецкого квартала с центральным училищем, северной улицей и станцией.
Типы татар.
Типы чувашей.
Башкиры.
Железнодорожная станция Шингак-Куль.
Источник: https://humus.livejournal.com/8532112.html