Коломенский машиностроительный завод. 1863-1903 годы.

В 1862 году Общество Московско-Саратовской железной дороги довело железную дорогу до Коломны, где её прокладка приостановилась в связи с необходимостью постройки моста через Оку. Мост через Оку был поручен бывшему начальнику первой дистанции Общества Московско-Саратовской железной дороги — инженеру А. Е. Струве. Возле села Боброво, недалеко от Коломны, была построена станция Голутвин и устроены мастерские для изготовления металлических ферм для строящегося моста.

Вначале это небольшое предприятие — чугунолитейный цех на 200—300 пудов отливок в сутки, кузница, механические мастерские и навес для сборки металлических и деревянных конструкций. Капитальный мост через Оку, ставший первым в России совмещённым мостом для железнодорожного и гужевого транспорта, был открыт 20 февраля 1865 года. Спустя некоторое время Струве написал: «…отстроены все окрестные мосты, и завод остаётся без работы, специальность мостовая уже не может прокормить его». И Струве решил перестроить производство на выпуск товарных вагонов и платформ, железнодорожных поворотных кругов, баков для водонапорных башен, водоразборных колонок для снабжения паровозов водой.

Двор завода. Общий вид.


Для перестройки завода и организации производства паровозов Аманд Струве пригласил в компаньоны своего брата Густава Струве — инженера, видного специалиста по сооружению военных объектов, а для финансовой поддержки — московского купца 1-й гильдии А. И. Лессинга, имевшего большие связи на биржах и в банках. С 1865 года управление предприятием принял Густав Струве, а завод стал именоваться «Механический и литейный завод инженеров братьев Струве». На должности директора завода, начальников цехов, мастеров были приглашены иностранные специалисты. В 1869 году по французским чертежам был выпущен первый паровоз. На заводе изготовили цилиндры паровой машины и ряд других деталей, многие детали были покупными. В 1870 году предприятие было преобразовано в Акционерное общество «Коломенский машиностроительный завод».

Основатель Коломенского завода, инженер, генерал-лейтенант Аманд Егорович Струве.

На заводе в Коломне построены: первый русский трёхосный паровоз серии Т, ставший первым локомотивом и для самого завода, первое в мире судно с дизельной установкой — буксир «Коломенский дизель», первый двухтактный ПДП-дизель системы Корейво, ставший движителем внутреннего сгорания на первом в мире речном теплоходе и первый в мире серийный тепловоз Ээл.

За высокое качество продукции, представленной на промышленной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге, завод получил право в дальнейшем маркировать свои изделия государственным гербом. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года фирма награждена повторением права изображения Государственного герба на своей продукции. Продукция завода была удостоена высших наград (Grand-Prix) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в Милане в 1906 году

Соучредитель Коломенского завода, инженер, генерал-майор Густав Егорович Струве.

На начало XX века главными отделами Коломенского машиностроительного завода являлись: паровозостроение, вагонное производство, мостовой отдел, постройка пароходов и отдел общих машин, отделы паровых двигателей, локомобилей и разных станков. Общая производительность Коломенских заводов Общества составляла в ежегодном выпуске до 150 паровозов, 1500 товарных вагонов, 160 пассажирских вагонов, а также железных мостов и разных машин, всего на сумму до 9,5 миллионов царских рублей в год. При заводах Коломенском и Кулебакском существовало Общество потребителей для снабжения рабочих. Общество потребителей составлено было из пайщиков — самих рабочих. При заводах были жилые помещения для рабочих, общая столовая, читальня, а также больница, школа и народный театр

Контора завода.

Монументы братьям Струве.

Паровозная кузница.

Котельная мастерская.

Фонарная мастерская.

Новая паровозомеханическая мастерская. Дышловый отдел.

Новая паровозомеханическая мастерская. Цилиндровый отдел.

Колёсная вагонного отдела.

Котельная завода с заречной стороны.

Паровозо-сборочная мастерская.

Паровоз военно-полевых дорог Главного Штаба.

Паровоз Чиатурской ветви.

3-х осный танк паровоз для Екатерининской ж.д.

Товарный, 4-х цилиндровый паровоз Московской-Виндаво-Рыбинской ж.д.

Товарный паровоз «Компаунд», для Юго-Западных дорог.

Пассажирский паровоз типа «Компаунд», для Владикавказской ж.д.

3000 паровоз «Компаунд».

4-х осный танк паровоз для Щербиновского Каменноугольного общества.

Пассажирский паровоз «Тандем Компаунд».

Пассажирский паровоз типа «Компаунд» для Николаевской ж.д.

Пассажирский паровоз для Московско-Казанской ж.д.

Пассажирский вагон 2-го класса для Китайско-Восточной ж.д.

Вагон для перевозки пива.

Вагон для перевозки скота.

Микст-цистерна системы инженера Кубасова.

Источники: https://humus.livejournal.com/8185632.html, https://humus.livejournal.com/8175439.html

(Visited 501 times, 1 visits today)