1931 год. Разрушение храма Христа-спасителя. Часть 2

Котлы отопления храма. Площадь нагрева около 50 м2. Были помещены в подвале храма. При помощи взрыва были произведены отверстия, через которые они были извлечены и отправлены на фабрики.


Разбор стальных стропил боковых крыльев храма.

Момент натяжки троса и сбрасывания.

Сброшенный малый купол.

Автогенная резка сброшенного целиком каркаса малого купола. Вес 16 000 килограммов.

Башня храма без купола, купол сброшен. Видны стропила, перекрывающие чердак.

Вид на ту же башню. Стропила перекрывающие чердак сняты.

Вид на большой купол со свода главного барабана храма. Виден упавший и застрявший в обрешётке крест.

Автогеном режут обрешётку.

Резка автогеном на высоте 96 метров.

Спуск снятой башни №43 с каркаса главного купола по подвесной канатной дороге. Высота около 100 м. Длина пути — 200 м. Вид на разбираемый главный купол.

Снятие консолов, на которых держались балки главного купола.

Снимают последний ярус чугунной решётки. Высота чугунной решётки, державшей купол, около 20 метров.

Гирей бьют стальную решётку перед тем, как сбросить её вниз и отправить на завод Гужена, на переплавку.

Храм был построен на цемянке из 40 млн. штук кирпича, с прокладкой из лещадных плит. Было предложено проводить разборку вручную.

Попытка разбирать храм вручную, по настоянию Нач. Стр. Управления при ЦИК СССР М. В. Крюкова. Опыт доказал невозможность данного метода и утвердил путь взрыва.

С риском для жизни, ломом и рукой по одному кирпичу.

Как ломать вручную, как отделить облицовку, если она прикреплена к каменной кладке железными перонами и залита свинцом.

Лом кладку не берёт, надо по кирпичу бить в порошок и отбивать зубилом. Обращает внимание узость фронта работ, больше одного, по условиям техники безопасности поставить нельзя.

По кирпичику ломом.

Перед взрывом храма было произведено несколько опытных взрывов, малыми зарядами. Взрывы велись снаружи и внутри. Внутри — для установления прочности стен и проверки расчётных данных для заряда.

Пробный взрыв снаружи храма с целью определить коэффициент заряда.

Результат пробного взрыва внутри храма.

Произведён взрыв внутри храма, отбитый кирпич убран. Видны железные связи, заложенные в кладку. На заднем фоне видны места от мемориальных досок.

Пробный взрыв части пилона, произведённый для получения коэффициента заряда и ориентировочных сейсмических наблюдений. Было определено, что толчки при взрыве будут промышленных, а не сейсмических масштабов.

С храма снята облицовка и ценная живопись. Шпуры в стенах готовы, идёт зарядка взрывчаткой (аммоналом) в количестве 8 тонн. Готовится материал для бетонирования шпуров. Идёт подогрев щебня паром.

Бурение шпура перфоратором. Шпур закладывается в перекрытие галереи. Будет произведён пробный взрыв.

Деталь заградительного барьера для предупреждения разлёта осколков.

Заграждения для предупреждения разлёта осколков.

Храм подготовлен к взрыву, видны барьеры предохраняющие от разлёта осколков. Храм будет подорван по периметру с разрушением точек опоры. Архитектор Крюня выступил против взрыва. Начальник треста Линовский берёт последствия взрыва на свою ответственность. Взрыв назначен на 5 декабря 1931 года.

Контакт 5 для взрыва внутреннего кольца.

Главный взрыв. Рвут пилоны.

Два пилона взорваны и упали. Главный барабан держится на двух оставшихся.

Рвут последовательно два оставшихся пилона и обрушивается барабан.

Основной взрыв произведён. Сохранилась наружная стена, разрушенная последующим взрывом. Внутри всё разрушено.

Основной взрыв произведён. Видна хорошо сохранившаяся наружная облицовка из подольского мрамора. Стена подорвана следующей серией взрывов.

Вид после первой серии взрывов. Оставшиеся стены сохранились вследствие обрыва проводов перебитых взрывами. Провода были найдены и взрывы продолжены.

Часть стены устоявшая после первого взрыва. Внутри стены остались заряды, за стеной масса кирпича от разрушенных стен. Перекрытие над подвалом осталось целым после произведения всех взрывов.

Скульптуры на наружной облицовке.

Источник: https://humus.livejournal.com/7629023.html

(Visited 435 times, 1 visits today)