Обыденная жизнь советских людей в фотографиях Михаила Дашевского
Автор этих фотографий — Михаил Дашевский. Фотография — не основная специальность Михаила Дашевского. Он — доктор технических наук и крупнейший специалист в области виброзащиты. Но его портреты и документальные зарисовки стали известны во всем мире. В 2012 году на биеннале в Хьюстоне, посвященной современной российской фотографии, работы Дашевского вошли в раздел «Оттепель». Его выставки также проходили в Германии, Чехии и Польше. В России его снимки выставляли в Государственной Третьяковской галерее и других крупных музеях.
Характерные черты работ Михаила Дашевского — внимание к композиции, стремление сфокусироваться на психологии, интерес к обычным людям в повседневных ситуациях. Он представляет брессоновское направление в фотографии. Снимки Дашевского всегда непостановочные, это его принципиальная позиция. Сам фотограф называет себя документальным импрессионистом: «Я — типичный “впечатленец”, если мне не интересно, меня не кольнуло, я и не снимаю. То есть я снимаю все, но потом, когда отбираю снимки, выясняется, что если не кольнуло, то и не получилось», — говорит он.
1970 год. Дочь рыбака. Кенозеро, Карельская АССР.
1972 год. Ателье на Кузнецком. Москва, «Фотографии помогает все – даже ремонт с голыми манекенами, обернутыми в бумагу – показывать голых тогда было неприлично».
1970-е годы . Кухонная дискуссия. Валера Баумштейн, Боря Гусев, Эдя Аргал, «При бутылках было четверо, я отошел – снимать. Все выпито и съедено, пора и о главном поговорить. Московская кухня в действии. В рюмках и тарелках прекрасно ощущается меню».
1970-е годы. Ленинградская Венера. Ленинград, «Яша Цукерман, потом легендарный издатель первой еврейской газеты «Народ мой», завел автора в какой-то двор и сказал: «Смотри!», а сам уселся на ящик отдохнуть. Чего еще желать!»
1970-е годы. Механик Юлий Иванов. Москва.
1972 год. Новобранцы. Московская область. На перроне у аэропорта Домодедово.
1970-е годы.
Прогулка по Пятницкой, Москва. Дети коммунальных квартир в старых дворах. Теперь все снесено, жителей переселили в другие районы, построили новые дома для «новых русских». Снимать там теперь неинтересно – провинциальный Запад.
1970-е годы. Баскетбол. Москва. Двор на Пятницкой улице. Это они стул-корзину прилаживают к стене. Во всех дворах так играли.
1970-е годы. На бульваре у Гоголя. Москва.
1970-е годы. Переход у «Наташи». Площадь Пушкина, Москва, «А магазин теперь называется «Бенеттон». Да и лица изменились, не говоря уже об одежде».
1970-е годы. Таня на кухне. Большой Головин переулок, Москва. На такой кухне не больно-то поговоришь о светлом будущем, тут присесть бы где… «До без царя» здесь были «номера с девочками», потом – социализм в коммуналке. Зато – какая фактура!
1972 год. Кузнецкий мост. Москва. «Муравейник летнего города».
1970-е. Наука на базе, Москва.
1970-е годы. Коренные москвичи. Москва, «Это Балчуг, где стояла старая дешевая гостиница. Снесли, теперь там 5 звезд».
1971 год. Сапожница. Кременчуг. «Мастерская у вокзала, где было гетто. Фотографа застукали: «Это шпион!» Разобрались. «Нет, у шпионов не бывает часов «Победа» – это возразил тот, кто в носках. Умный человек, сразу видно. Отпустили».
1970-е годы. Мостик. Московская область. «Идешь на воскресную прогулку по лесам, а тебе – бац! Туман, фигуры, изгиб дороги… А потом всю жизнь и живешь с этой картинкой».
1977 год. Капитан в Новгороде.
1972 год. Вход на Ташкентский базар.
1970-е годы. Глава семьи.
1972 год. Женские судьбы. Чебоксары.
1976 год. Железные товары. Ейск, «Фланцы, весы, куски велосипедов, водопроводные трубы – вот «рынок» тех лет. Продавцы себя уважают. Частники».
1972 год. Валенки. Чебоксары.
1977 год. Ромашки. Московская область.
1977 год. Богомольцы в Печерах. Псковская область, «Печерский монастырь. Один из центров русской святости. Казалось бы, просят подаяние – а какое у него светлое лицо!»
1972 год. Чайхана. Ташкент.
Источник: https://humus.livejournal.com/6544593.html