Старообрядцы
Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439 год) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.
Реформы Никона, начатые в 1653 году, по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника.
Правительница Софья по просьбе духовенства, собора 1681—1682 года, издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке.
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.
Николай Александрович Бугров (1837—1911) — младший представитель нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых (наряду с Рукавишниковыми, Сироткиными и т. д.); хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.
Бугров Н.А.
Бугровский скит.
Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым.
Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).
Керженский единоверческий монастырь. Настоятель архимандрит Филарет.
Керженский единоверческий монастырь. Настоятель архимандрит Филарет с клиром. 1897 год. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.
Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник.
В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре 1897 год.
Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре.
Черемисский монастырь близ Василь-Сурска.
Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре.
Монахи-черемисы Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. 1894 год. г. Васильсурск.
Монахи-черемисы Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. 1894 год. г. Васильсурск.
Черемисский монастырь.
Группа Черемисов.
Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 год.
Шарпанский скит. Общий вид.
Шарпанский скит. Молельня (внутренний вид). 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.
Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 год.
Чернухинский скит. Скитские уставщицы. 1897 год. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.
Внутренний вид молельни Чернухинского скита.
Чернухинский скит. Уставщицы. 1897 год.
Пейзаж близ Чернухинского скита.
Общий вид Комаровского скита.
Игнатьевская обитель в Комаровском лесу.
Игнатьевская обитель в Комаровском лесу.
Скит Серафимо-Понетаевского монастыря.
Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.
Внешний вид женского скита. 1894 год. г. Хвалынск.
Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.
Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.
источник: https://humus.livejournal.com/3322390.html