Старообрядцы

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439 год) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые в 1653 году, по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.

Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника.

Правительница Софья по просьбе духовенства, собора 1681—1682 года, издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке.

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.

Старообрядцы

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.

Старообрядцы

Николай Александрович Бугров (1837—1911) — младший представитель нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых (наряду с Рукавишниковыми, Сироткиными и т. д.); хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.

Бугров Н.А.

Старообрядцы

Бугровский скит.

Старообрядцы

Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым.

Старообрядцы

Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).

Старообрядцы

Керженский единоверческий монастырь. Настоятель архимандрит Филарет.

Старообрядцы

Керженский единоверческий монастырь. Настоятель архимандрит Филарет с клиром. 1897 год. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

Старообрядцы

Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник.

Старообрядцы

В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре 1897 год.

Старообрядцы

Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре.

Старообрядцы

Черемисский монастырь близ Василь-Сурска.

Старообрядцы

Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре.

Старообрядцы

Монахи-черемисы Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. 1894 год. г. Васильсурск.

Старообрядцы

Монахи-черемисы Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. 1894 год. г. Васильсурск.

Старообрядцы

Черемисский монастырь.

Старообрядцы

Группа Черемисов.

Старообрядцы

Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 год.

Старообрядцы

Шарпанский скит. Общий вид.

Старообрядцы

Шарпанский скит. Молельня (внутренний вид). 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

Старообрядцы

Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 год.

Старообрядцы

Чернухинский скит. Скитские уставщицы. 1897 год. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

Старообрядцы

Внутренний вид молельни Чернухинского скита.

Старообрядцы

Чернухинский скит. Уставщицы. 1897 год.

Старообрядцы

Пейзаж близ Чернухинского скита.

Старообрядцы

Общий вид Комаровского скита.

Старообрядцы

Игнатьевская обитель в Комаровском лесу.

Старообрядцы

Игнатьевская обитель в Комаровском лесу.

Старообрядцы

Скит Серафимо-Понетаевского монастыря.

Старообрядцы

Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.

Старообрядцы

Внешний вид женского скита. 1894 год. г. Хвалынск.

Старообрядцы

Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.

Старообрядцы

Женские скиты. Общий вид. 1894 год. г. Хвалынск.

Старообрядцы

источник: https://humus.livejournal.com/3322390.html

(Visited 696 times, 1 visits today)