Советские автобусные остановки

Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) проехал более 30 000 километров по дорогам бывших республик Советского Союза, чтобы найти и запечатлеть неожиданные сокровища социалистического искусства.

Более всего Хервига увлекли такие малые архитектурные формы, как автобусные остановки. Они оказались бесконечно разнообразными по форме и давали редкую возможность заглянуть в суть творческого мышления архитекторов советской эпохи.

На создание книги-альбома о советских автобусных остановках (Soviet Bus Stops) Хервиг потратил 12 лет. Это уникальное издание является на настоящий момент наиболее значительной и разнообразной фотоколлекцией советских автобусных остановок. Для финансирования первого издания альбома Хервиг провёл в 2014 году успешную кампанию сбора средств на Кикстартере, где собрал более 50 тысяч канадских долларов. В сентябре 2015 года второе издание книги выпускает издательство FUEL Publishing.

Гагра, Абхазия.


Мы уезжаем прочь от скуки и обыденности, навстречу следующим остановкам — диким и сумасшедшим.

Советская архитектура и дизайн запомнились нам, главным образом, неуклюжими высотками и функциональным, спартанским дизайном. Подавляющее желание единообразия оставляло мало места для личной свободы творчества. Исключения можно заметить лишь в транспортном секторе. Достойны восхищения станции метро в Москве и Ташкенте, где отказались от холодности и стерильности типичной советской городской архитектуры и где творческая свобода не была ограничена бюджетом. За великолепием и роскошью московского метро, легко не заметить феномен автобусной остановки, пример того, как советское искусство и дизайн, будучи выпущенными на свободу, становятся причудливыми и безумными.

Автобусная остановка служит простой цели — обозначить, где останавливается автобус и обеспечить удобство и хоть какое-то укрытие от непогоды ожидающим пассажирам. Можно было предположить, что в Советском Союзе появится некий стандартный проект для этой общественной постройки — простой, функциональный и дешевый в массовом производстве. Но, во многих случаях, это не так, и на автобусные остановки потрачено немало времени, усилий и воображения. Разнообразие форм и дизайна безгранично — бетонные блоки, купола, колонны, башни, строения в форме треугольников и арок, некоторые даже имеют форму птицы, юрты или шляпы. На тех остановках, которые были не такими смелыми по архитектуре, их создатели привлекали внимание, украшая постройки фресками и мозаичными панно. Мотивы для оформления остановок отличались в зависимости от региона и отражали местную культуру, историю или представляли отрасли народного хозяйства.

К сожалению, после развала Советского Союза большинство из автобусных остановок сильно обветшало. Говорят, некоторые местные общества признали автобусные остановки памятниками архитектуры, достойными сохранения. Их ремонтируют и красят. Остановки можно встретить в самых неожиданных местах — иногда посреди пустыни или в степи, иногда вне поля зрения от ближайшего населенного пункта. Они заставят нас удивляться и улыбаться.

Кристофер Хервиг

Пицунда, Абхазия.

Пицунда, Абхазия.

Аральск, Казахстан.

Niitsiku, Эстония.

Алтай, Казахстан.

Эчмиадзин, Армения.

Ивенец, Белоруссия.

Чарын, Казахстан.

Мариямполе, Литва.

Балыкчи, Киргизия.

Каракол, Киргизия.

Kootsi, Эстония.

Пицунда, Абхазия.

Шымкент, Казахстан.

Тараз, Казахстан.

Саратак, Армения.

Саратак, Армения.

Саратак, Армения.

Каунас, Литва.

Слободка, Белоруссия.

Гали, Белоруссия.

Шклов, Белоруссия.

Талдыкорган, Казахстан.

Астана, Казахстан.

Термез, Узбекистан.

Турсунзаде, Таджикистан.

Мары, Туркменистан.

Лелюховка, Украина.

Полтава, Украина.

Фалешты, Молдавия.

Бельцы, Молдавия.

Эчмиадзин, Армения.

Ереван. Армения.

Пицунда. Абхазия.

Пицунда. Абхазия.

Гудаута. Абхазия.

Kaniukai, Литва.

Мариямполе, Литва.

Vosgeliai, Литва.

Leliunai, Литва.

Купишкис, Литва.

Naelavere, Эстония.

Каблакула, Эстония.

Пярну, Эстония.

Ереван. Армения.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Казахстан.

Источник: http://tehne.com/event/novosti/kristofer-hervig-sovetskie-avtobusnye-ostanovki-2015

(Visited 875 times, 1 visits today)