1935-1935: Вторая итало-эфиопская война.
Вторая итало-эфиопская война (Вторая итало-абиссинская война, Итало-эфиопская война (1935—1936 гг.)) — война между Итальянским королевством и Эфиопией, итогом которой стала аннексия Эфиопии и провозглашение из нее, вместе с колониями Эритрея и Итальянское Сомали, колонии Итальянская Восточная Африка. Эта война показала несостоятельность Лиги Наций, членами которой были и Италия, и Эфиопия, в урегулировании международных конфликтов.
В этой войне итальянскими войсками широко применялось запрещенное химическое оружие: иприт и фосген. Считается предвестницей Второй мировой войны (наряду с Гражданской Войной в Испании).Победа в войне сделала Муссолини одной из самых видных и значимых фигур европейской политики и показала силу «итальянского оружия», она же побудила его переоценить свои силы и ввязаться в войну с Грецией, закончившуюся плачевно.
Бенито Муссолини в Риме встречается с эфиопскими коллаборационистами. 1937 год.
Пришедший к власти в Италии фашизм имел четкую идеологию национального превосходства, которой, безусловно, противоречило продолжавшееся существование независимого африканского государства, созданного Менеликом II в Эфиопии. Дуче Бенито Муссолини с начала своего правления провозгласил курс на создание великой Итальянской империи по типу Римской империи.
Толпа на площади Венеции в Риме во время выступления Муссолини по поводу военной мобилизации. 1935 год.
В его планы входило установление контроля над средиземноморским бассейном и севером Африки. Муссолини обещал народу уравнять Италию с основными колониальными империями: Великобританией и Францией. Эфиопия была самым удобным объектом для осуществления планов итальянского диктатора. На то было несколько причин. К тому времени Эфиопия оставалась практически единственной полностью независимой страной Африки. Захват Эфиопии позволил бы объединить итальянские колонии Эритрею и Итальянское Сомали. Кроме того, Эфиопия была слаба в военном отношении: многие воины из туземных племен были вооружены копьями и луками. Победа над Эфиопией позволила бы смыть тяготеющий над Италией позор поражения при Адуа.
Хайле Селассие в полном обмундировании на белом коне
Получивший абсолютную монархическую власть в Эфиопии Хайле Селассие в отличие от создавшего Эфиопию Менелика II не имел достаточного количества адекватных обратных связей со своим народом (которые полностью потерял к окончанию правления). Он даже не мог найти надежных внешних союзников, а, например, попытки Негуса установить союзнические отношения с фашистским режимом Японии (реальным духовным союзником итальянского фашизма), можно назвать полностью неадекватными и невменяемыми. Неспособность Хайле Селассие адекватно оценить исторический вектор интересов Эфиопии к лагерю антифашистских сил дорого обошлась народу Эфиопии. Но, поняв, что война с Италией неизбежна, Негус в сентябре 1935 г. объявил всеобщую мобилизацию. Ему удалось мобилизовать около 500 тыс. чел.
Парад абиссинских войск. 1935 год.
Несмотря на солидную численность войск, стране не хватало современных вооружений. Многие воины были вооружены копьями и луками, большую часть огнестрельного оружия составляли устаревшие винтовки, выпущенные до 1900 г. По итальянским оценкам, к началу войны эфиопские войска насчитывали от 350 до 760 тыс. чел., но лишь четверть солдат прошла хотя бы минимальную военную подготовку. Всего на армию приходилось примерно 400 тыс. винтовок различных производителей и годов выпуска, около 200 единиц устаревшей артиллерии, около 50 легких и тяжелых зенитных орудий.
У эфиопов имелось несколько бронированных грузовиков марки «Форд» и небольшое количество танков времен первой мировой войны. ВВС Эфиопии состояли из 12 устаревших бипланов, из которых в рабочем состоянии находились лишь 3 машины. Лучшими подразделениями была личная гвардия Хайле Селассие — Кебур Забанга. Эти войска достаточно хорошо обучены и лучше оснащены. Но воины императорской гвардии носили униформу бельгийской армии цвета хаки, в отличие от остальной армии, носившей белую хлопковую форму. В условиях Эфиопии это делало их отличной мишенью для итальянских солдат.
Абиссинские воины. 1935 год.
Основная часть итальянской армии перед вторжением в Эфиопию была развернута в Эритрее, куда в 1935 прибыли 5 дивизий регулярной армии и 5 дивизий чернорубашечников; в это же время в Итальянское Сомали прибыли одна дивизия регулярной армии и несколько батальонов чернорубашечников.
Итальянские солдаты прощаются со своими родными перед отправкой в Абиссинию.
Только эти силы (без учета армии, уже размещенной в Восточной Африке, туземных подразделений и подразделений, прибывших в течение войны) состояли из 7 тыс. офицеров и 200 тыс. рядовых и были оснащены 6 тыс. пулеметов, 700 орудиями, 150 танкетками и 150 самолетами. Общее командование итальянскими силами в Восточной Африке до ноября 1935 осуществлял генерал Эмилио де Боно, начиная с ноября 1935 г. – фельдмаршал Пьетро Бадольо.
Северный фронт (в Эритрее) состоял из пяти корпусов, 1-м командовал Ружеро Сантини, 2-м — Пьетро Маравина, 3-м — Адальбетро Бергамо (затем Этторе Бастико), Эритрейским корпусом — Алессандро Пирцио Бироли. Силы Южного фронта (в Сомали) большей частью были сведены в колонну, которой командовал генерал Родольфо Грациани.
Итальянский генерал де Боно (слева, с бородой) в разговоре с «предателем» Коексой.
3 октября 1935 г. в 5 часов утра, без объявления войны, итальянская армия вторглась в Эфиопию из Эритреи и Сомали; одновременно авиация Италии начала бомбардировки города Адуа.
Войска под руководством маршала Эмилио Де Боно, расквартированные на территории Эритреи, перешли пограничную реку Мареб и развернули наступление в направлении Адди-Грат — Адуа — Аксум. Одновременно на юге с территории Итальянского Сомали армия под командованием генерала Родольфо Грациани перешла границу и начала наступление в направлении Коррахе — Харэр. В 10:00 Хайле Селассие I отдал приказ о всеобщей мобилизации. Он лично взял на себя руководство военными действиями: пример его руководства — приказ от 19 октября.
Население Адис-Абебы узнает о начале войны. 1935 год.
Устанавливать палатки следует внутри пещер, под покровом деревьев или в лесу, если место к тому располагает, и разделять их повзводно. Палатки следует ставить на расстоянии 30 кубитов одна от другой
Заметив вдали аэроплан, нужно немедленно оставить крупную, хорошо просматриваемую дорогу или открытое поле, и двигаться далее, придерживаясь узких долин и траншей, по извилистым дорогам, стараясь держаться ближе к лесу или древесным насаждениям.
Для прицельного бомбометания самолету нужно снизиться до высоты около 100 метров, едва это произойдет, следует дать дружный залп из надежных, длинных ружей, и немедленно рассредоточиться. Самолет, в который попало 3 или 4 пули рухнет на землю. Стрелять должны только те, кому отдан подобный приказ, и чье оружие было специально определено как соответствующее задаче; беспорядочная стрельба приведет лишь к трате боеприпасов, и откроет врагу местонахождение отряда.
Вооруженные абиссинцы в засаде 1935 год.
Ввиду того, что, набирая высоту, самолёт фиксирует положение людей, отряду безопаснее оставаться рассредоточенным до тех пор, пока самолет находится в достаточной близости. Ввиду того, что врагу на войне свойственно выбирать себе мишенью украшенные щиты, галуны, плащи, расшитые серебром и золотом, шелковые рубашки и т. п. Посему, равно для тех, кто носит верхнюю одежду или не имеет ее, предпочтительней будет использовать рубашки неярких цветов с узкими рукавами.
Когда, с Божьей помощью, мы вернемся < в страну> вам позволено будет вновь украсить себя золотом и серебром. Но сейчас настало время сражаться. Мы даем вам эти советы, в надежде уберечь вас от опасности, которой чревата неосмотрительность. Мы также доводим до вашего сведения, что готовы вступить в бой плечом к плечу с нашими подданными и пролить свою кровь во имя свободной Эфиопии…
Абиссинские пулеметчики. 1935 год.
Однако эти инструкции мало помогали эфиопским воинам в их действиях против современной армии. Большая часть эфиопских командиров была пассивна, некоторые феодалы вообще отказывались подчиняться приказам из императорской ставки, многие из самонадеянности не желали придерживаться тактики партизанской войны. Знатность в эфиопской армии с самого начала оказалась на первом месте, в ущерб талантам. Тремя командующими фронтов были назначены племенные вожди — расы Каса, Сыюм и Гетачоу.
Наступление итальянцев в Эфиопии осуществлялось по трем направлениям, в соответствии с которыми на эфиопском театре военных действии сложилось три фронта: Северный, Южный (Юго-Восточный) и Центральный. Основная роль в захвате страны отводилась Северному фронту, где были сосредоточены главные силы экспедиционной армии. Перед Южным фронтом стояла задача сковать как можно больше эфиопских войск и поддержать наступление частей Северного фронта ударом на Харэр, с тем чтобы выйти потом на соединение с «северными» подразделениями в районе Аддис-Абебы.
Еще более ограниченная цель ставилась перед группой войск Центрального фронта (двигавшейся от Асэба через Аусу к Дэссе), которой вменялось в обязанность связать армии Северного и Южного фронтов, обеспечить их внутренние фланги. Важнейшим оперативным объектом была Аддис-Абеба. Захватив ее, итальянцы рассчитывали провозгласить полный успех своей кампании по покорению Эфиопии.
Итальянская артиллерия в действии. 1935 год.
На боевых позициях эфиопов отрицательно сказалась разобщённость их армий на Северном и Южном фронтах. Из-за отсутствия разветвленной сети дорог и достаточного количества транспорта это мешало своевременно перебрасывать подкрепления. В отличие от итальянцев у эфиопов фактически не было центральной группы войск, противостоящей вторгшимся частям противника в районе Аусы. Эфиопы рассчитывали на вооруженные отряды султана Аусы и на труднодоступность пустынной области Данакиль; они не предвидели, что султан перейдет на сторону врага и что итальянские части, перемещавшиеся на верблюдах, будут обеспечиваться продовольствием и водой транспортными самолетами из Асэба. Однако судьба войны решалась на Северном фронте.
Абиссинские солдаты. 1935 год.
Опорным пунктом эфиопских войск вскоре стал город Дэссе, куда с 28 ноября 1935 г. переместилась из Аддис-Абебы ставка императора.
Хижины жителей Дэссе после бомбардировки итальянских самолетов. 1936 год.
В октябре — ноябре 1935 г. итальянцы овладели городами провинции Тигре. Попытки контрнаступления эфиопов не всегда были неудачны. В декабре рас Ымру — двоюродный брат Хайле Селассие — предпринял успешное наступление на Аксум; 15 декабря 3-тысячное войско перешло р. Тэкэзе примерно в 50 км юго-западнее Адуа. Как только эфиопы оказались на правом берегу, завязался ожесточенный бой с противником, в тыл которому незаметно проникла другая эфиопская часть, переправившаяся через реку ниже переправы основных сил раса Ымру.
Хайле Селассие потребовал от расов Касы и Сыюма, действовавших на центральном направлении Северного фронта, решительных действий. Подразделение под командованием Хайлю Кэббэдэ, состоявшее из солдат расов Касы и Сыюма, в ходе кровопролитного 4-дневного боя освободило город Абий-Адди, занимавший важное стратегическое положение в Тэмбепе, лесисто-горной области к западу от Мэкэлэ. Здесь эфиопские солдаты заняли довольно крепкие позиции.
Выплата жалования в абиссинской армии. 1935 год.
Неудачи приводили в ярость Муссолини, для которого эта война стала его первой полноценной военной кампанией. Дуче пытался из Италии лично руководить военными действиями. Старый маршал Де Боно часто не обращал внимания на указания из Рима, хотя и не возражал Муссолини открыто, а действовал по обстановке, стараясь приспособиться к условиями Эфиопии. Между тем война выявила массу недостатков в итальянской армии. Она была плохо экипирована и плохо снабжалась, в воинских частях процветали мародерство, торговля медалями и «черный рынок». Соперничество между армейскими частями и фашистской милицией, пользовавшейся многими льготами, неблагоприятно влияло на настроения в войсках.
Итальянцы в Абиссинии.1935 год.
Сместив маршала Де Боно, Муссолини в декабре 1935 г. дал приказ новому командующему, маршалу Бадольо, применить химическое оружие, нарушая Женевскую конвенцию 1925 г.
Маршал Бадольо (слева) после смещения генерала Боно (справа, с бородой) в Асмэре. Ноябрь 1935 года.
Итальянская авиация систематически совершала рейды в глубь эфиопской территории, нанося бомбовые удары по мирным целям.
Итальянцы грузят в самолет гранаты и других боеприпасы.
Хайле Селассие впоследствии писал: Мы атаковали пулеметные гнезда противника, его артиллерию, голыми руками захватывали танки, мы переносили воздушные бомбардировки, но против отравляющих газов, которые незаметно опускались на лицо и руки, мы ничего сделать не могли.
Абиссинские солдаты в противогазах. 1935 год.
7 октября 1935 Лига Наций признала Италию агрессором, а 18 ноября Совет Лиги Наций ввёл экономические санкции против Италии, к которым присоединилось 51 государство. Однако эмбарго не распространялось на нефть, уголь и металл. Англия не решилась закрыть Суэцкий канал для итальянских судов, США объявили о намерении не продавать оружие обеим воюющим сторонам. Советский Союз решительно выступил в защиту государственного суверенитета Эфиопии, хотя и не имел с ней дипломатических отношений. 5 сентября 1935 года народный комиссар иностранных дел СССР M. M. Литвинов на заседании Совета Лиги обратил внимание на то, что «налицо несомненная угроза войны, угроза агрессии, которую не только не отрицает, а, наоборот, подтверждает сам представитель Италии. Можем ли мы пройти мимо этой угрозы? ».
От имени Советского правительства он предложил Совету «не останавливаться ни перед какими усилиями и средствами, чтобы предотвратить вооруженный конфликт между двумя членами Лиги». Через несколько дней на заседании Генеральной Ассамблеи Лиги наций глава советской делегации вновь призвал государства, ответственные за сохранение мира, принять все меры к усмирению агрессора. Однако эта высокая международная организация ничего не сделала для защиты Эфиопии. Бездействие Лиги наций развязало руки Риму, который заканчивал последние приготовления к войне. Эти половинчатые меры фактически отдали Эфиопию на произвол агрессора.
Госсекретарь Великобритании по международным отношениям Сэмюэль Хор и премьер-министр Франции Пьер Лаваль в декабре 1935 предложили Италии и Эфиопии план Хора-Лаваля, согласно которому Эфиопия должна была уступить Италии провинции Огаден и Тигре и область Данакиль, принять на службу итальянских советников и предоставить Италии исключительные экономические льготы; в обмен на это Италия должна была уступить Эфиопии выход к морю в районе города Асэб. Так как этот план был явно невыгоден для Эфиопии, она отвергла предложение. В октябре 1935 действия Италии осудил Конгресс итальянских эмигрантов в Брюсселе.Война показала неэффективность Лиги Наций как инструмента урегулирования международных конфликтов.
Французский премьер-министр Лаваль (слева) отправляется 5 сентября 1935 года на заседание Лиги Наций, где будет рассматриваться вопрос об итало-эфиопском конфликте.
Абиссинские артиллеристы.1935 год.
Итальянские танки в действии. 1935 год.
Часовой начеку. 1935 год.
Солдаты за парапетом с винтовками наперевес. 1935 год.
Носильщики в лагере военных корреспондентов. 1935 год.
Итальянская кавалерия пересекает реку. 1935 год.
Нападение итальянских танков на примитивные укрепления вокруг Адиграт.
Солдат ищет укрытие за кактусом. 1935 год.
Итальянские войска готовят к бою зенитные орудия. 1935 год.
Передовая возле Адиграт в Абиссинии. Абиссинцы с пулеметом в траве. 1935 год.
Передовая возле Адиграт в Абиссинии. Абиссинские снайперы в траве с винтовкой наперевес.
Наступление танков. Танки имеют большое неудобство при прохождении высоких базальтовых блоков, которые разбросаны по ландшафту.
Лагерь военных корреспондентов, 1935 год.
Абиссинские воины в кукурузном поле.
Капитан Айеле из провинции Огаден с винтовкой под прикрытием скалы.
Кавалерийская атака 1935 год.
Итальянские войска на марше. 1935 год.
Источник: http://humus.livejournal.com/2498734.html