Мона Лиза в Москве в 1974 году
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1,5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн.долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки».
Очередь на вход в ГМИИ им Пушкина в мае-июне 1974 приобрела воистину эпические масштабы, стояли по 7-8 часов. Советский народ, разумеется, очередями запугать невозможно. Выстаивали – ночь, утро, день, — чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 10-15 секунд на общение с шедевром небольшого формата (77х53см), один долгий взгляд. Приближаясь, начинали смотреть в бинокли, «впивались глазами», стараясь запомнить свои впечатления. Некоторые пытались задержаться, вцепившись в перила-ограждения, и тогда милиционер делал им замечание — поток не должен останавливаться. Оглядываясь, люди шептали: «прощай, Джоконда». Те, кто помоложе или настроены более оптимистично – «до свидания, Джоконда».
Это был последнее замечательное деяние Екатерины Фурцевой на посту министра культуры СССР: осенью 1974 года ее не стало.
Годом раньше в Москве демонстрировались сокровища из гробницы Тутанхамона, народу было не меньше.
Екатерина Фурцева. Mинистр культуры СССР.
Портрет госпожи Лизы Джокондо. Леонардо да Винчи. 1503 год.
Источник: http://humus.livejournal.com/4842216.html