«Один день в музее» фотографа Жерара Юфера
Однажды, оказавшись в «секретном раю», испытав магию закулисья, французский фотограф Жерар Юфера продолжает приоткрывать занавес, показывая святая святых старейших театров мира, изнуряющий труд лучших балетных труп, изнанку мастерства домов моды, трогательное взаимодействие посетителей музеев и шедевров искусства.
О каждом своём снимке Юфера может рассказывать бесконечно. Он считает, фотография подобна лампе Аладдина: вы взаимодействие с ней и воображение рисует историю. Сегодня ему 67, но он тот же вдохновлённый, любопытный мальчишка из пригорода Парижа, который каждые выходные с друзьями садился в поезд и отправлялся в очередной музей. Это была его школа прекрасного.
«Мне было лет одиннадцать или двенадцать и у меня было двое друзей моего возраста, с которыми мы жили в Монтрёе. Вместе мы решили, что попытаемся изучить Париж через музеи. Каждую неделю, каждые выходные мы посещали один-два музея и так в течении двух лет. Здешние музеи, искусство очень сильно повлияло на моё видение, чувство композиции сформировалось, благодаря изучению работ художников».
Юфера вспоминает, что во времена его детства, юности не было такой массовой увлеченности музеями. Их посещали большие ценители искусства, художники. Залы были полупустыми.
«Сейчас, когда путешествуете, вы обязательно посещаете музей. В Париже идёте в Лувр. В Санкт-Петербурге в Эрмитаж. В Москве в Пушкинский музей или Третьяковскую галерею. Так уж повелось».
Наблюдая за таким интересом, Юфера начал размышлять над собственным проектом о взаимодействии посетителей музеев и предметов искусства.
«Я раздумывал месяцами и однажды решил – пора. Дал себе один день, сел на велосипед и просто поехал в Лувр. Решил: если сегодня сделаю хотя бы одну хорошую фотографию – проекту быть. У меня получился снимок, на котором гид рассказывает детям о полотне Жака Луи Давида. Это была первая хорошая фотография, потом я сделал ещё одну. Есть много способов ходить в музей. Музеи посещают случайные посетители, есть те, кто купил билет только ради одной картины. За посетителями интересно наблюдать, мы видим массу различных сюжетов. Для меня этот проект в каком-то смысле автобиографичен. В этом мире я ощущаю себя наблюдателем, я никогда не работал в музее, мой взгляд – взгляд зрителя, которому любопытно».
Любопытство Юфера сочетает с природной тактичностью. Его главный принцип – не вторгаться в кадр, дать событиям дойти до той точки, когда невозможно не нажать на затвор фотоаппарата оцифровать. «Решающий момент», о котором говорил Анри Картье-Брессон. Однажды на выставке Лувра, посвященной влюблённым, он до самого закрытия осторожно наблюдал за парой, которая непрерывно целовалась и обнималась. Но снять молодых людей никак не удавалось. В полном отчаянии, что кадра всё такие не будет, за десять минут до закрытия Юфера поймал «тот самый момент». Посетители разошлись, и пара осталась в одиночестве среди картин. Часы выжидания подарили ему чудесную работу.
Выдержка, терпение – едва ли не главные качества, которые определяют хорошего фотографа. В музее естествознания Юфера случайно заметил, как ребёнок сунул голову в пасть чучела акулы. Решив, что ему необходимо заполучить такой кадр, фотограф замер вблизи экспоната и стать выжидать.
«Я ждал. И ждал. И ждал. Было тяжело, у меня болели ноги. У меня проблемы с коленями, думаю из-за работы. Я очень давно фотографирую и всегда ношу тяжёлые сумки с оборудованием. Тяжёлые сумки и больные ноги – проблема многих фотографов. В тот момент мои колени просто горели. Мне было очень плохо, но голос в голове шептал «Жди!». Это было подарком, который я заслужил. Мужчина подошёл и с интересом заглянул в хищную пасть. Когда смотрю на этот снимок, всё ещё чувствую боль в коленях и понимаю, что значит терпение для фотографа».
Источник: https://cameralabs.org/aeon/zherar-yufera/albom