Барбара Брыльска: ирония судьбы, в кино и не только

Одной из самых любимых советских актрис была и остаётся польская актриса Барбара Брыльска. С тех пор как в 1976 г. на экраны вышел фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», многие ассоциируют актрису исключительно с полюбившимся всем образом школьной учительницы Нади Шевелевой. Но Барбара Брыльска признается, что в реальной жизни она является полной противоположностью своей экранной героини.


Барбара Брыльска родилась 5 июня 1941 года в местечке Скотники, возле города Лодзь. В возрасте 15 лет впервые сыграла эпизодическую роль в художественном фильме «Галоши счастья». После съёмок стала заниматься в театральном кружке, училась в Лодзинской высшей театральной школе. В 1967 году окончила Варшавскую высшую школу театра, кино и телевидения.

Она часто влюблялась с первого взгляда и бросалась в омут с головой. Так случилось на съемках исторической драмы «Фараон» польского режиссера Ежи Кавалеровича, где она сыграла роль жрицы Камы, а ее партнером по съемочной площадке стал актер Ежи Зельник. Барбара позже признавалась, что всегда выбирала красивых мужчин – а такие не отличаются постоянством. Так было и в этот раз – измены актера привели к их расставанию с Барбарой.

Барбара Брыльска в фильме *Фараон*, 1966 год.

А их совместный фильм «Фараон» стал одним из самых коммерчески успешных в Польше – он собрал в прокате 80 млн долларов. Для поляков до сих пор именно эта ее роль – одна из самых запоминающихся. На советские экраны «Фараон» вышел в 1967 г. и был достаточно популярен.

Барбара Брыльска в фильме *Фараон*.

Фильм «Фараон» изобиловал откровенными сценами, которые были вырезаны советской цензурой.

Барбара Брыльска и Ежи Зельник в фильме *Фараон*.

В 1967 г. Барбара Брыльска снялась в советско-немецком вестерне «След сокола» вместе с еще одним кумиром советских зрителей – «заслуженным индейцем» Гойко Митичем. В этом фильме ей досталась роль дочери судьи Кэтрин Эмерсон. Ту же героиню она сыграла и через год, в немецко-югославском продолжении вестерна – «Белые волки».

Кадр из фильма *След сокола*, 1967 год.

Барбара Брыльска в фильме *След сокола*, 1967 год.

На съемках фильма «Белые волки» Барбара Брыльска снова влюбилась в партнера по съемочной площадке – югославского актера Слободана Димитриевича, роман с которым длился около года. Ради него она развелась со своим первым мужем, математиком-электронщиком Яном Боровцом, и даже готова была уйти из кино, как он хотел. Каждый день, проведенный в разлуке, она писала Слободану письма, они думали о свадьбе, но этому воспротивилась его мать – по ее мнению, разведенная актриса, дочь простого рабочего и швеи, не годилась в жены ее сыну.

Кадр из фильма *След сокола*.

Слободан Димитриевич в фильме *Белые волки*, 1968 год.

Барбара Брыльска в фильме *Польский альбом*, 1970 год.

Знаковым для актрисы стала эротическая драма «Анатомия любви», где она сыграла главную роль. Она часто обнажалась перед камерами, но никогда не выходила за рамки дозволенного, при всей своей страстности оставаясь достаточно целомудренной. В этом фильме было много откровенных сцен. Правда, советские зрители их не увидели благодаря стараниям цензуры, а в Польше толпы ее поклонников ходили по несколько раз на сеанс, чтобы еще раз увидеть эти сцены. На съемки в них она спрашивала разрешения у мужа. Актриса отказалась от дублерши, но на своего партнера во время постельных сцен Брыльска попросила надеть капроновые колготки. Она говорила съемочной группе: «Делайте, что хотите, но он не должен меня тронуть!» После этой роли она получила статус главного секс-символа польского кинематографа.

Барбара Брыльска в фильме *Анатомия любви*, 1972 год.

Кадр из фильма *Анатомия любви*.

Хотя многие упрекали актрису в излишней откровенности, работа Барбары Брыльской в «Анатомии любви» была высоко оценена критиками во всем мире. Сама она говорила: «Это одна из самых любимых моих ролей – она очень серьезная и драматическая, но и очень сложная для исполнения, так как режиссер впервые отважился показать на экране откровенную эротику». Именно в этом фильме ее увидел Эльдар Рязанов и пригласил в свою «Иронию судьбы». И Барбара стала первой иностранкой, удостоенной Госпремии СССР.

Барбара Брыльска в фильме *Анатомия любви*.

Кадр из фильма *Анатомия любви*.

Однако первым появлением Барбары Брыльской в фильме советского режиссера стала вовсе не «Ирония судьбы» – еще в 1968 г. Юрий Озеров пригласил ее сняться в своей киноэпопее «Освобождение», а затем и в ее продолжении – «Прорыв» и «Битва за Берлин».

Кадр из фильма *Освобождение*, 1968-1971.

А в 1973 г. она сыграла роль немецкой художницы Мари Урбах, в которую влюбляется главный герой, в экранизации романа Константина Федина «Города и годы» у Александра Зархи.

Барбара Брыльска в роли Мари Урбах в фильме *Города и годы*, 1973 год.

Фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром!» является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. Спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода фильма.

На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон, Валентина Талызина, голосом которой впоследствии говорила главная героиня и другие. Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих. Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска.

Кадр из фильма *Ирония судьбы, или С легким паром*, 1975 год.

Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной. Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее хриплый, прокуренный голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид.

Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме *Ирония судьбы, или С легким паром*.

Несмотря на невероятную популярность Барбары в СССР после выхода фильма «Ирония судьбы», польские зрители этих восторгов не разделяли, впрочем, как и режиссеры – в 1970-х гг. она почти перестала сниматься на родине. В России она сыграла еще в нескольких фильмах. В 1988 году актриса сыграла роль монахини в драме «Час полнолуния», а в 1991 году снялась в детективе «Ау, ограбление поезда», правда, большим успехом эти роли не пользовались.

Кадр из фильма *Час полнолуния*, 1988 год.

В 1990-х гг. Барбара Брыльска практически не снималась – за 10 лет она сыграла всего 5 ролей в кино. Эти годы стали самым тяжелым временем в ее жизни – в 1993 г. в автокатастрофе погибла ее 20-летняя дочь, после чего актриса долго не могла прийти в себя. По ее признанию, 3 года прошли, как в тумане. Свою боль она пыталась утопить в алкоголе, семья с Людвигом Космалем распалась, и только мысли о сыне-подростке заставили ее взять себя в руки и вернуться к жизни – она признавалась, что сын спас ее от самоубийства.

Барбара Брыльска с сыном Людвигом.

А в 2000-х Брыльска снова появилась на экранах. Ее снова начали приглашать на съемки в Россию, и одна роль следовала за другой: «Даун Хаус», «Казус Белли», «Адмирал» и т. д. В 2018 году актриса похоронила маму. Сразу же несколько СМИ сообщили, что сама она борется с раком. Брыльска неоднократно это опровергала. Сейчас актриса живет в Варшаве, где ведет уединенный образ жизни: «Мне нравится сельская жизнь. Здесь я не крашусь и хожу как хиппи. Мне больше не надо».

Барбара Брыльска в фильме *Даун Хаус*, 2001 год.

https://kulturologia.ru/blogs/050616/29859/, https://kulturologia.ru/blogs/050619/43308/

(Visited 388 times, 1 visits today)