1931 год. Разрушение храма Христа-спасителя. Часть 1

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу же, закладка храма во имя Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах. Но строительство началось только в 1837 году уже другим архитектором и в другом месте. Строительство продолжалось до 1960 года, после чего создавался интерьер и внутреннее убранство. 26 мая 1883 года храм был освящён.

После революции храм потерял государственное финансирование, но действовал до 1931 года. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец Советов на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев проводились спешные работы по разборке здания храма, останки которого в итоге было решено взорвать. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.

Вид на алтарь храма Христа Спасителя.


Перед сносом было поставлено определение грунта бурением. Данные, полученные от бурения, показали: скверный грунт, тяжёл для строительства.

Съёмка гранитной облицовки со стен храма. Видны подвесные люльки, с которых производилась подрубка крепления и тросы, на которых куски облицовки спускали вниз. Видны леса для снятия живописи. Внизу пути узкоколейки, по которой всё вывозилось на склад.

Демонтаж облицовки.

Снятие облицовки.

Снятие облицовки.

Леса для снятия наружной облицовки.

Вид на стену с содранной облицовкой. Обращает на себя внимание идеальный шов кирпичной кладки.

Алтарь из мрамора на железобетонном каркасе. Мрамор был снят, а каркас подорван взрывом.

Последняя стадия работ по разборке алтаря.

Внутренняя облицовка из массивных плит гранита и мрамора до 3 тонн.

Облицовка залита в швах свинцом и удерживается пероном.

Пероны, удерживающие наружную и внутреннюю облицовку.

Начали снимать внутреннюю лестницу. Видна бронзовая решётка.

Снимают зеркальные стёкла, которые были изготовлены во Франции и укреплены медными шурупами в бронзовые переплёты рам.

Снимают со стен храма живопись писанную художниками ( Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни и другие мастера Императорской Академии художеств). Подобным образом была спилена вся ценная живопись и переведена на полотно реставрационными мастерскими.

Момент спиливания картины вместе со штукатуркой. Отдельные доски пронумерованы для последующей сборки.

Укладка в ящики спиленных со стен картин. Спиливание картин происходило со слоем штукатурки.

Спиленную картину осторожно опускают в ящик, перед отправкой в реставрационные мастерские.

Руководитель снятия живописи профессор Богословский у снятой картины.

Стена храма после снятия картин и облицовки. Видна ниша, в которой была картина.

Остатки снятой картины.

Вид с главного купола на площадку храма. Белое пятно — куча кирпича, вынутая из стен храма.

Склад вынутого мрамора. Видны уложенные доски с надписями, находившиеся на стенах храма.

Мрамор на временном складе. Хорошо видны инкрустации и подкладки, на которые мрамор был положен.

Мрамор на складе.

Снимают фонари, окружающие храм. Работа внутри храма развёрнута.

Вид цоколя после снятия гранитной облицовки. Видны следы облицовки плитами белого Подольского мрамора. Эта облицовка была установлена по первоначальному проекту но была срублена по распоряжению Александра II, так как не гармонировала с гранитными лестницами. Вторично облицовка была сделана из гранита.

Подрубка облицовочных плит перед спуском вниз. Рабочие на временных подмостях.

Отдельные глыбы гранита наружной облицовки.

Погрузка мрамора на подводы, для транспортировки на склад. Погрузка производится при помощи крана на рельсовом ходу.

Погрузка снятых плит на автомобиль при помощи краноукосины.

Погрузка мраморной плиты на автомобиль.

Транспорт строительства Дворца Советов в период подготовки площадки под строительство.

Снятый со стен мрамор по узкоколейке вывозят из храма.

Кран на автомобильном ходу, грузоподъёмностью 3 тонны. Применялся для погрузки мрамора на автомобили. Один такой кран был сломан из-за тяжести плит.

Момент прибытия вагонетки на временный склад.

Погрузка мрамора краном.

Источники: https://humus.livejournal.com/7620799.html, https://humus.livejournal.com/7623127.html

(Visited 493 times, 1 visits today)