Голод 1891-92 года в Нижегородской губернии

Голод в России 1891—1892 годов — экономический и эпидемический кризис, охвативший осенью 1891 — летом 1892 годов основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек).

Непосредственной причиной кризиса был сильнейший неурожай в этой зоне в 1891 году, который поразил именно те местности, где существенная часть крестьянских хозяйств была экономически слабой. Запасы зерна в государственно-общественной системе продовольственной помощи, предназначенной для ликвидации подобных кризисов, на момент неурожая практически отсутствовали. Цены на продовольствие повсеместно росли, а спрос и цены на труд крестьян в зоне неурожая — падали. Существенная часть населения, таким образом, не имела ни зерна текущего урожая, ни запасов от предшествующих урожаев, позволяющих дожить до следующего урожая, ни возможности найти работу и жить на заработную плату. В результате создалась реальная опасность массового голода и краха сельского хозяйства, потребовавшая организации государством помощи голодающим.

Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда.


Помощь голодающим оказывалась в форме продовольственной ссуды зерном. Государство централизованно финансировало закупки зерна, которые осуществлялись губернскими земствами; зерно затем ссужалось сельским обществам, которые, в свою очередь, выдавали его в ссуду нуждающимся. Правила выдачи ссуд и их размеры были жёстко регламентированы, а списки получателей помощи проверялись чиновниками и земскими служащими. Стандартный размер ссуды составлял 12,3 кг зерна в месяц на человека. Кроме продовольственной ссуды, крестьяне получали также ссуду на засев полей. Максимальное количество получателей ссуд в наиболее голодные весенние месяцы 1892 года составляло 11,85 млн человек. Общий размер ссуд составил 1,48 млн тонн зерна, а общие расходы государства на все виды помощи превысили 160 млн рублей (7,2 % от расходов бюджета за 1891—1892 годы суммарно).

Кампания по закупке зерна была организована земствами неудачно, закупки производились хаотично и привели к чрезмерному росту цен. Перевозка огромных количеств зерна в необычное время и в необычных направлениях привела к дезорганизации работы железных дорог. Государство также предприняло для борьбы с голодом ряд административных мер, главнейшими из которых были запрет на экспорт зерновых и льготный железнодорожный тариф для продовольственной помощи.

Гуляев Г.Н., священник села Василева-Майдана Лукояновского уезда.

Недостаток питания в поражённой неурожаем зоне усугубился эпидемическим кризисом, состоявшим из двух фаз. Для первой фазы (зима 1891—1892 годов) были типичны эндемичные инфекции, прежде всего тиф. Увеличение передвижений (в поисках работы) и систематическое недоедание большой части населения стали причиной того, что и заболеваемость, и смертность от инфекций заметно возросли. Во второй фазе (лето 1892 года) в зону голода пришла пандемия холеры. Пик смертности от холеры пришёлся на июль и август, то есть на момент, когда собственно дефицит продовольствия уже кончился. Общее увеличение смертности в зоне неурожая в 1891—1892 годах составило около 400 тыс. человек. Разделить воздействие собственно голода и инфекций не представляется возможным; по некоторым оценкам, смертей непосредственно от голода (алиментарная дистрофия) практически не было.

Страдания голодающих вызвали большое сочувствие в образованной части общества, в деревню устремился поток интеллигентных добровольцев, стремящихся организовать помощь крестьянам. Государство, пытаясь контролировать этот процесс, организовало систему официальных благотворительных учреждений и попыталось наладить сотрудничество с добровольцами, привлекая их к составлению и проверке списков получателей помощи. Наиболее эффективной формой общественной помощи крестьянам оказались благотворительные столовые.

Больница в селе Новой Слободе (имение князя Кочубея) Лукояновского уезда.

Раздача крестьянам благотворительного хлеба в заштатном городе Починках Лукояновского уезда.

Народная столовая в заштатном городе Починках, Лукояновского уезда.

Народная столовая в городе Лукоянове.

Санитарный персонал в Лукояновском уезде.

Семья крестьянина Арбузова, больная тифом, в деревне Мерлиновке, Лукояновского уезда.

Тифозная больница в селе Новой Слободе Лукояновского уезда. Внутренний вид.

Село Пермеево Лукояновского уезда.

Семья крестьянина Тугаева в селе Протасове, Лукояновского уезда, больная тифом.

Изба крестьянина Тугаева в селе Протасове, Лукояновского уезда.

Раздача хлеба детям священником Модератовым в селе Протасове, Лукояновского уезда.

Село Протасово Лукояновского уезда. Семья крестьянина Мисанова, больная тифом.

Село Протасово Лукояновского уезда. Изба крестьянина Лысанова.

Крестьянка Синицына и её пятидневный ребёнок, больные тифом, в селе Наруксове, Лукояновского уезда.

Село Наруксово, Лукояновского уезда. Семья крестьянина Горинова, больная тифом.

Село Лысково, Макарьевского уезда. Разгрузка баржи с хлебом.

Общественные работы в Макарьевском уезде. Сортировка отработанного леса.

Общественные работы в Макарьевском уезде. Погрузка разработанного леса на баржи.

Общественные работы в Макарьевском уезде. Сплав плотов по реке Керженцу.

Общественные работы в Макарьевском уезде. Сплав плотов по реке Керженцу.

Раздача крестьянам в ссуду хлеба в деревне Урге, Княгининского уезда.

Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда.

Деревня Выселки Княгининского уезда.

Раздача продовольственного хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине.

Раздача крестьянам в ссуду семян в заштатном городе Пьянском Перевозе, Княгининского уезда.

Источник: https://humus.livejournal.com/7313640.html

(Visited 991 times, 1 visits today)