1910-1915. Судостроительная верфь завода «Сормово».
8 марта 1849 года в Петербурге возникла «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», учреждённая сыном председателя Государственного совета Львом Викторовичем Кочубеем, флигель-адъютантом императорской свиты и сыном главы Морского ведомства Владимиром Александровичем Меншиковым и промышленно-финансовым магнатом Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Компаньоны решили строить в окрестностях Нижнего Новгорода судостроительное предприятие, выделив на это 500 тыс. руб. серебром. Для реализации проекта, 30 июня 1849 года в Нижний Новгород прибыл представитель компании Алексей Иванович Узатис (отставной майор и горный инженер, получивший опыт судостроения во время флотской службы), который, с трудом преодолев сопротивление потенциальных конкурентов, выкупил у помещицы Крюковой участок земли на правом берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка.
21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата является днем рождения завода Сормово.
Строительство машинной фабрики под руководством Узатиса началось интенсивно. К концу 1849 г., на месте вырубленной дубравы, уже возвели первые 3 здания с жилыми флигелями и сараями, часть оборудования выписывалось из Бельгии и устанавливалось под руководством бельгийских инженеров Арно, Кадо и механика Жориссена. К моменту создания работало 18 токарных, строгальных, навальных и точильных станков, паровой молот, 20 печей и горнов, механизмы обслуживали 2 паровые машины в 5 и 25 л. с. Работали цеха токарный и слесарный, чугунолитейный с кузницей, мастерская, верфь для сборки судов, котельная. Сормовский завод был в десятке самых передовых в России и единственным в Волжско-Камском бассейне пароходостроительным заводом.
Судостроительная верфь завода «Сормово».
В мае 1850 г. со стапелей завода было спущено на воду первое судно — деревянный колёсный пароход «Ласточка», который был оснащен паровой машиной паровозного типа 24 л. с. также сормовского производства. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань» с машиной Берда. Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орёл», спущенный на воду 30 апреля 1852 года. Первые суда шли на оснащение дочернего Волжского пароходства, с 1852 года началось производство продукции внешним заказчикам.
Судостроительная верфь завода «Сормово».
Судостроительная верфь завода «Сормово».
Судостроительная верфь завода «Сормово».
Буксирный пароход «Святогор».
Катер Сормовского завода.
Буксирный пароход «Запад».
Пароход «Дегтярев».
Пароход «Императрица Мария Федоровна».
Пароход «Лебедь».
Катер «Царёв».
Судостроительная верфь завода «Сормово». Пароход «Судостроитель Некрасов».
Судостроительная верфь завода «Сормово». Пароход «Графиня».
Паровая шхуна «Александра Колесникова».
Паровой баркас «Сормово».
Пароход «Клеопатра».
Буксирный пароход «Юг».
Пароход «Боярышня».
Пароход «Н.В.Гоголь».
Пароход «Александр».
Источник: https://humus.livejournal.com/7201685.html