35-я отдельная разведывательная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.
35-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (в некоторых документах также именовалась 35-й отд. истребительной авиаэскадрильей) входила в состав советской авиационной группы, направленной в Египет по просьбе президента этой страны Гамаля Абделя Насера в ходе так называемой Войны на истощение с Израилем.
Организационно эскадрилья была включена в состав 108-й истрибительной авиационной бригады ВВС Египта.
35-я отдельная авиаэскадрилья базировалась на аэродроме Джанаклис (Jiyanklis), 40 км южнее Александрии. В ее распоряжении имелась также взлетно-посадочная полоса Катамия (Katamia) на побережье Суэцкого залива, которая использовалась, как «аэродром подскока» для организации воздушных засад, и представляла собой участок шоссе, расширенный до 21 метра. Эскадрилья имела задачу прикрывать ВМФ на побережье Средиземного моря и промышленные объекты северной части Египта от Порт-Саида до Мерса-Матрух и на юг до Каира.
В составе 35-й авиаэскадрильи было 30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ, личный состав насчитывал 42 летчика. Все самолеты несли опознавательные знаки ВВС Египта, а пилоты, пребывание которых в ОАР (АРЕ) сохранялось в тщательном секрете, были переобмундированы в египетскую униформу. Вне службы они носили гражданскую одежду и представлялись при необходимости «гражданскими специалистами».
Модификация истребителя МиГ-21МФ, разработанная для поставки на экспорт, несла 4 ракеты воздух-воздух Р-3С, встроенную 23-мм пушку ГШ-23Л, дополнительные топливные баки: 2 крыльевых по 480 л или 1 подфюзеляжный на 480 л или 800 л. Перед боем баки сбрасывались.
МиГ-21РФ являлся разведывательной версией МиГ-21МФ. Кстати, Египет был единственным иностранным государством, получившим от СССР этот уникальный самолет.
Командиром эскадрильи первого состава являлся полковник Юрий Васильевич Настенко (впоследствии генерал-лейтенант ВВС). Он занимал эту должность до декабря 1970 года.
Затем его обязанности исполнял полковник Мирошниченко Анатолий Иванович, находившийся в должности до апреля 1971 г., когда первый состав летчиков и технического персонала убыл на Родину, и из СССР прибыли «сменщики». Фотографии полковника Мирошниченко, к сожалению, найти не удалось.
Вторым составом эскадрильи (апрель 1971 — май 1972) командовал подполковник Анатолий Ласкаржевский.
Ему принадлежит выражение, ставшее неофициальным девизом эскадрильи: «Мы — невидимая эскадрилья». Имел ли он в виду секретный характер пристутсвия в Египте советских военных, или мастерство пилотов 35-й при выполнении разведывательных полетов — остается только догадываться.
Лётчик капитан Новосельцев Виктор Сергеевич и его «боевой конь» МиГ-21МФ (бортовой № 8341). (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Лётчик капитан Новосельцев Виктор Сергеевич и его «боевой конь» МиГ-21МФ (бортовой № 8341). (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Летчики 35-й ОРАЭ выполнили в Египте сотни боевых и учебно-тренировочных вылетов. Не раз приходилось встречаться с воздушным противником — самолетами ВВС Израиля.
На счету эскадрильи — самый удачный воздушный бой советских пилотов за время пребывания авиагруппы в Египте в 1970-72 гг.
Это был классический случай успешной воздушной засады, тактический прием, часто применявшийся сражавшимися в небе над Суэцом сторонами.
25 июня 1970 г. пара МиГ-21, пилотируемых капитанами Николаем Крапивиным и Николаем Сальником, используя малую высоту, скрытно подошла к группе штурмовиков «Скайхок» A-4E, шедшей на Исмаилию (по израильским данным — уже возвращавшейся с задания), и поразила один из них ракетой Р-3С.
Первоначально двум Николаям засчитали полную воздушную победу, но впоследствии выяснилось, что подбитый штурмовик все-таки сумел дотянуть до аэродрома Рефидим и сесть «на вынужденную».
Другой вопрос, был ли он после этого восстановлен?
Группа авиатехников. Авиабаза «Джанаклиз». Египет, 1971-1972 (из личного архива Б.А. Кириллова).
Летчики 35-ф ОРАЭ в образе «руссо туристо» в Александрии (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Личный состав 35-й эскадрильи на экскурсии Гизе. Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова).
В саду им. президента Насера. Ааиабаза «Джанкализ». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова).
Офицеры эскадрильи на отдыхе у Красного моря (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Группа по авиавооружению 35-й ОРАЭ. Авиабаза «Джанаклиз». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова).
Боевые товарищи капитаны Конюшин В.И. и Новосельцев В.С. у МиГ-21МФ (бортовой № 8341) в долговременном укрытии (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Летчик Новосельцев В.С. с техниками и египетским солдатом-часовым (из личного архива М.В. Новосельцевой).
Летчик Новосельцев В.С. с техниками и египетским солдатом-часовым (из личного архива М.В. Новосельцевой).
На канале рядом с авиабазой ловились хорошие сомы. Авиабаза «Джанаклиз». Египет, 1971-19720 (из личного архива В.В. Данилова).
Однако 2 августа 1970 г., после печально знаменитого воздушного сражения между советскими и израильскими летчиками 30.07.1970 ( речь идёт о операции израильских ВВС «Римон 20» ), вступил в силу запрет командующего ВВС СССР маршала П.Кутахова на полеты в зоне Суэца, и встречи с израильтянами в небе практически прекратились.
За время «египетской командировки» погибли четверо летчиков 35-й ОРАЭ, по двое в первом и втором составах.
Первый состав эскадрильи:
Заместитель командира эскадрильи капитан Василенко Александр Иванович.
В Египте в составе 35 отдельной разведывательной эскадрильи проходил службу майор Василенко Александр Иванович 1937 г. р., уроженец Ростовской обл., хутор Таврия. Он окончил Ейское летное училище в 1957г., затем окончил военно-воздушную академию в Москве ( все учебные заведения, включая школу, Василенко А.И. окончил с отличием), после чего проходил военную службу на Кавказе в гарнизоне Миха-Цхакая на должности командира эскадрильи, откуда убыл в Египет в составе 35 ОРАЭ и погиб 12 февраля 1971 г. Посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в Ростовской обл. хутор Таврия.
Старший летчик капитан Дмитраш Борис Афанасьевич погиб при выполнении учебно-боевого вылета 16 июля 1970 года.
Он родился 26.05.1941 в селе Чернотичи Сосницкого р-на Черниговской област Украинской ССР. Окончил Черниговское ВАУЛ в 1964 г. По окончанию учебы был направлен для прохождения службы в Вазиани (Закавказский военный округ).
Похоронен на родине — в селе Чернотичи.
Второй состав эскадрильи.
Капитан Филиппенко Николай Александрович погиб в сентябре 1971 г. Обстоятельства его гибели выяснить не удалось, однако они, скорее всего, не связаны с авиакатастрофой.
Он окончил Качинское ВВАУЛ в 1967 году.
Капитан Константин Логвиненко погиб в ходе тренировочного полета при отработке воздушного боя. Точную дату его гибели выяснить не удалось, как и найти его фото.
По неподтвержденной версии он был сыном советского аса Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Н.П.Логвиненко.
Личный состав 35-й ОРАЭ вернулся на Родину в мае-июне 1972 г., а ее самолеты были переданы ВВС АРЕ и продолжали нести службу в небе Ближнего Востоке еще много лет.