Чичен-Ица — город цивилизации майя

Чичен-Ица политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 120 километрах к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. Название «Чичен Ица» в переводе с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды»: «чи» на языке майя означает «устье», «чен» — «колодец», а «ица» — название племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. Ар­хеологи считают его одним из религиозных «мест силы», связанных с культурой майя.

Основан, вероятно, в VII в. н. э. Останки города могут быть условно разделены на две группы. В X веке был захвачен тольтеками. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178. После 1194 года загадочный город окончательно опустел. Точные данные о том, что послужило тому причиной, отсутствуют. Политика испанских завоевателей, вторгшихся на территорию Мексики, включала в себя сожжение манускриптов и убийство священнослужителей народа майя. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чичен-Ица представляла собой развалины.

В 2007 году, по результатам опроса, этот город майя был признан одним из новых семи чудес света.


В период майя, который совпал с расцветом наук и искусств, Чичен-Ица приобрел статус выдающегося религиозного и церемониального центра. Подтверждением этому служат постройки того времени: Красный дом, Дом оленя, монастырь и пристройки к нему, церковь, Акаб Дзиб, Храм с тремя перемычками и Дом Пали.

Большая Площадь.

Основным воплощением Кукулькана был пернатый змей, также он изображался как орел, ягуар, в виде крови, как ракушка улитки и наконец как флейта сделанная из костей. Пирамида Кукулькана расположена в центре террасы площадью около 18 гектаров и окружёна широким каменным парапетом. Высота ее составляет 24 метра и 6 метров — высота храма на вершине, где совершались жертвоприношения Кукулькану. Длина каждой из её сторон — 55 метров, каждая грань храма имеет 9 ступеней. Ведущие со всех четырёх сторон от основания к вершине пирамиды четыре крутые лестницы, сориентированы по сторонам света. Окаймляет лестницы каменная балюстрада, которая начинается внизу с головы змея и продолжается в виде изгибающегося змеиного тела до верха пирамиды.

Каждая из четырёх лестниц храма имеет 91 ступеньку, а их суммарное количество равно 364. Вместе с платформой на вершине пирамиды, которая объединяет все четыре лестницы, получается число 365 — количество дней в високосном году. Символичным является и количество секций с каждой стороны храма (9 ступеней пирамиды рассечены лестницей надвое) — 18, что соответствует количеству месяцев в календарном году майя. Девять уступов храма соответствует девяти уровням загробного мира.

Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно наблюдать уникальное зрелище «Пернатого Змея». Во время захода Солнца тень от угла ступенчатых террас пирамиды падает на камни балюстрады. При этом создаётся впечатление, что Пернатый Змей оживает и ползёт, в марте — вверх, а в сентябре — вниз.

Справа от пирамиды Какулькана находится Храм Воинов, размещённый на пятиступенчатой пирамиде высотой 11,5 м с одной лестницей. Лестница обрамлена балюстрадами, у вершины которых на верхней платформе пирамиды стоят и сидят высеченные из камня мужские фигуры. В древности во время празднеств и торжественных церемоний им в руки вставлялись знамена.

Храм Воинов.

Колонны в храме Воинов

В прихожей внутреннего храма было найдено сидение в форме красного ягуара, которое могло служить троном для первосвященника. На сидении был бирюзовый мозаичный диск. Ягуар окрашен в красный цвет, зубы выполнены из кремня, глаза и пятна на теле сделаны из мелких нефритовых дисков.

Трон первосвященника в виде ягуара.

Перед входом в святилище находится скульптура Чак-Мооля, изображающая полулежащего человека с высоко поднятой головой, повёрнутой в сторону и держащего в руках блюдо на животе. До конца предназначение Чак-Мооля не ясно. Предполагается, что это был жертвенный алтарь для сбора пожертвований и подношения даров богам, возможно, даже в виде человеческих сердец.

Здание архитектурного стиля Puuc, характерного для майя.

Чичен-Ица насчитывает девять площадок для игр с мячом. Самая большая из них, расположена за пирамидой Кукулькана. Ее длина составляет 166 метров, а ширина – 68 метров. Места для зрителей находятся на возвышенных платформах. Игра в мяч называлась Пок-та-пок и была важным культовым ритуалом для обеспечения плодородия. О происхождении игры историки спорят до сих пор: одни считают, что ее придумали майя, другие отдают первенство тольтекам или даже ольмекам.

Площадка находится на линии «юг-север», с отклонением на восток, так как была ориентирована на священный колодец. Ее обрамляют вертикальные стены высотой 12 метров с закреплёнными на них каменными кольцами на высоте около 8 метров, через которые нужно было пробросить каучуковый мяч весом от 2 до 4 кг.

Справа от поля для игры в мяч расположен Храм Черепов (Tzompantli) — Т-образная платформа, стены которой покрыты рельефными изображениями черепов.

Еще одна известная достопримечательность Чичен-Ицы — обсерватория Эль-Караколь (исп. El Caracol переводится как «Раковина улитки»), названная так из-за внутренней винтовой лестницы, ведущей в верхний купол. Эль-Караколь был построен до 904 года н.э., в период наивысшего расцвета цивилизации майя. Квадратные окна в цилиндрической башне направлены на точки восхода и захода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Внутри найдена пещера, где обнаружена керамика периода, предшествующего приходу тольтеков.

На севере от Кукулькана расположено ещё одно интересное строение — сенот. Это священный колодец овальной формы, весьма впечатляющих размеров. К колодцу ведёт широкая дорога. У майя сенот использовался в церемонии жертвоприношения. Там жертвы очищались, к тому же они должны были быть лучшими представителями племени. Это были люди в расцвете сил, молодые, не болезненные и не искалеченные. Для Чаака, бога дождя и грома, самое лучшее, ибо он не принял бы ничего меньше.

Священный сенот.

Этот естественный круглый колодец со стенками из карстовых отложений и водой зеленого оттенка более 1000 лет служил местом ритуального поклонения богу дождя. Цветом воды колодец обязан специфической местной флоре и грязевым отложениям на дне. Майя верили, что бог дождя обитает в водных глубинах, и во время засухи приносили сюда человеческие жертвы. Считалось, что сенот является, своего рода порталом, через который можно попасть к богу.

Жрецы после определённых церемоний отправляли «избранных» на встречу с богом и долгое время наблюдали за жертвой, что бы она не находилась на поверхности воды, помогая ей отправиться к богу при помощи камней. С учетом того, что от поверхности воды до дна было немаленькое расстояние и то, что жрецы пристально следили за тем, что бы жертва точно попала к богу, выбраться из сенота было практически невозможно. Единственным известным индейцем, который каким-то образом выбрался из Священного сенота, считается Хунак Кеель. Впоследствии под его предводительством в 1178 году и была захвачена Чичен-Ица.

Здесь омывались те, кого должны были принести в жертву.

Источники: https://mirtayn.ru/chichen-ica-drevnij-gorod-majya/, https://kulturologia.ru/blogs/280320/45925/

(Visited 239 times, 1 visits today)