Лепель
Лепель — город на севере Белоруссии, административный центр Лепельского района Витебской области. Расположен на юго-восточном берегу Лепельского озера в 155 км от Минска и 110 км от Витебска. Через город протекают реки Улла и Эсса.
Первые летописные упоминания о Лепеле относятся к 1439 году. Расположенный на пути «из варяг в греки», Лепель издревле имел стратегическое значение, которое и определило его многовековую историю. В ходе бесчисленных войн за право владения краем город не раз подвергался разграблению и разорению, а Лепельский край — опустошению, но всякий раз Лепель возрождался.
В 1586 году земли, включающие в себя Лепель приобрёл Лев Сапега у Виленской католической кафедры и стал инициатором переноса всех важнейших архитектурных сооружений (замок, православная и католическая церкви), на другой берег реки. С тех пор Лепель начал своё новое развитие и не менял местонахождения, а о его первоначальном расположении напоминает лишь деревня Старый Лепель, которая сохранила прежнее название.
В новую историю Лепель вступил уже в качестве города, жители которого были наделены правом самоуправления. 5 апреля 1805 года по указу Александра I местечко Лепель получило статус уездного города. Строительство в 1797—1805 годах Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени — Днепр и Западную Двину, способствовало развитию города, превращению его в значительный экономический и культурный центр на севере нынешней Белоруссии.
В 1864 году в Лепеле была 1 часовня, 3 православных церкви, 1 деревянная католическая церковь, 4 синагоги, 2 завода, 38 кирпичных и 562 деревянных дома. Из заводов: 1 кожевенный, 1 пивоваренный и 2 кирпичных. В 1844 году в городе был построен Преображенский собор (разобран после Великой Отечественной войны).
К концу ХІХ в. в Лепеле проживало более 6 тыс. человек. Развивалось сельское хозяйство и промышленность. В Лепельском уезде действовали кожевенный, 2 кирпичных и пивоваренный заводы, картонная фабрика, 11 винодельческих заводов и 47 мельниц. Однако по-прежнему ведущее место в экономике занимала заготовка и торговля лесом. С 1814 года работала школа Березинского канала, где в конторе в 1833—1839 годах работал белорусский и польский поэт Ян Чечот.
В Лепельском дворянском училище, открытом в 1830 году, преподавал Л. Юцевич, литовский историк и этнограф.
На рубеже XIX и XX веков в результате строительства десятков тысяч километров железнодорожных путей по направлению к Чёрному и Балтийскому морям Березинская водная система полностью утратила своё экономическое значение. Сегодня это мощнейшее по тем временам гидротехническое сооружение является историческим памятником.
Спасская церковь на Рыночной площади.
Спасская церковь на Рыночной площади.
Река Улла у моста.
Река Улла весной (1913 год)
Почта (1913 год)
Набережная
Мельница
Березинская водная система.
Березинская водная система. Шлюзовый мост.
Березинская водная система. Шлюз.
Березинская водная система. Шлюз закрытый.
Березинская водная система. Шлюз.
Улица Прудовая.
Поисская улица.
Ново-Чашницкая улица. Земская управа.
Костел Святого Казимира.
Костел Святого Казимира.
Костел Святого Казимира. 1913 год.
Гимназия.
Улица Пушкина.
Озерная улица.
Митинг (1917-1918 годы)
Клуб и полиция.
Земская управа.
Дворянская улица.
Городской садик.
Источник: https://humus.livejournal.com/6855556.html