Международный автомобильный пробег Пекин-Париж. 1907 год. 1 часть.

10 июня 1907 года несколько международных команд стартовали из Пекина на своих автомобилях. Они преследует двоякую цель: достичь Парижа в рекордно короткие сроки, пройдя более 16 000 км и доказать всему миру, что это новое транспортное средство является надежным и перспективным. В это время автомобилю все еще требовалось доказывать свои преимущества перед традиционными видами передвижения.


Французская газета Le Matin организовала это фантастическое событие, которое теперь считается первой крупной гонкой в автомобильной истории. В январе 1907 года парижская газета «Матэн» опубликовала такое обращение: «Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Награда победителю 100 000 франков!!!»

Первым на публикацию откликнулся автопромышленник, президент «Французского автомобильного клуба» маркиз Де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом: «Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина – соперница и попутчица. Это, действительно, будет поход в духе романов Жюля Верна…».

Французская газета Le Matin.

После публикации газетой объявления заявку на участие в ралли подали более тридцати компаний со всего мира. Стоимость регистрации составляла 2000 франков.
Организаторы предложили стартовать не в Париже, а в Пекине, чтобы в столице Франции с триумфом встретить победителя. Так и сделали.

Ж.Кормье

Маршрут пробега: Пекин – Калган – Урга – Маймачин (Китай) – Кяхта – Култук – Иркутск – Зима – Нижнеудинск – Красноярск – ст. Обь – Омск – Петропавловск – Курган – Златоуст – Бирск – Елабуга – Казань – Нижний Новгород – Вязники – Владимир – Москва – Смоленск – Борисов – Брест – Литовск – Варшава – Кутно (Россия) – Берлин – Кельн – Брюссель – Париж.

Пять месяцев спустя всего пять автомобилей прибыло в Шанхай через Марсель пароходом Океании. Пришлось преодолеть массу не только технических, но и дипломатических сложностей. Надо сказать, что начинать путь из Китая было очень рискованным предприятием. Китай всегда был закрытой страной, а особенно в то время. Страной правила 71-летняя вдовствующая императрица Цзэ-Си (Цыси), не забывшая свое унижение от западных держав во время Боксерского восстания. Она была против любого маршрута через Маньчжурию и требовала прохождения ралли исключительно по пустыне Гоби.

Инициатива французов сделать Пекин отправной точкой гонки, натолкнулась на непонимание и неприятие китайской стороны. По Китаю ходили слухи следующего характера:
— Банда шпионов «ЗОНД» готовит подступы для моторизованного вторжения в Китай!
— Под прикрытием автогонки принц Боргезе везет в Китай разведчиков!

И только благодаря хорошим дипломатам и бесконечным переговорам автопробег стал возможным. Провал попытки повторить это ралли в 1991 году говорит о подвиге, совершенном в то время.

Трицикл «Конталь», за три месяца до начала ралли.

Под № 1 в пробеге участвовал экипаж на автомобиле типа «Итала», специально подготовленном к длительным гонкам. Его масса в снаряженном состоянии составляла две тонны. Возглавлял экипаж 36-летний итальянский князь Боргезе – самый богатый в то время человек в Италии, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Помощником у него был механик Этторе Гуицарди. С ними ехал пассажиром журналист Луиджи Барзини, благодаря которому мир узнал о подробностях сверхмарафона. Об этом автопробеге он также рассказал в своей книге.

Этторе Гуицарди на «Итале» в итальянском посольстве в Пекине.

Второй итальянский экипаж на «Фиате» в 24 лошадиных силы управлялся графом де Гроппелем.
Голландию представлял автомобиль в 15 лошадиных сил, тамошней фирмы «Спайкер», весивший со снаряжением 1400 кг. Водитель-француз Шарль Годар. Годар уговорил владельцев автомобильной компании в обмен на бесплатную рекламу предоставить ему машину для пробега. Вместе с ним также был журналист.

Если итальянским экипажем управлял настоящий принц, то голландский представитель выглядел настоящим нищим – Шарль Годар.

Годар до последнего момента не знал даже как управлять автомобилем. Он был рабочим передвижного цирка во Франции, забивал колышки палаток, когда ему на глаза попалась газета с известным объявлением. Он понял, что пришел его шанс и поставил себе цель научиться вождению и найти спонсоров для участия в гонках. Об его незаурядных способностях говорит то, что отправившись в Китай третим классом, он договорился с капитаном корабля и заработал путешествие первым классом, играя на фортепьяно на верхней палубе весь оставшийся путь. Он был арестован по обвинению в мошенничестве, в конце гонки.

Шарль Годар на «Спайкере» в Париже перед посадкой на пароход.

Из одной статьи:
«Дрожа от нетерпения войти в мир гонок, новоиспеченные автопромовцы одолжили одно из своих детищ – 18-сильный «Спайкер» 14/18 НР racer – известному авантюристу Шарлю Годдарду для гонки «Пекин-Париж 1907». Любопытно, что Годдарду досталась не лучшая модель «Спайкер». С 1903 года в гараже компании в Амстердаме уже стоял «Спайкер» 36/60 HP – дизайн француза Дроарда и все того же Лавиолета. Наверняка Годдард взалкал именно его. Это был первый автомобиль в мире с двигателем шестилитрового объема, с 60 «лошадками», постоянным полным приводом и с тормозным устройством на каждом колесе. 60 НР racer был мечтой любого спортсмена, собственно, думаю, именно из-за этого автомобиля Годдард и пошел в «Спайкер», а не в Benz или DeDion. Но братья решили не рисковать – Годдард слыл сомнительной личностью. Как оказалось, 18 лошадиных сил и 4 л объема «Спайкеру» хватило за глаза…«Спайкер» выдержал гонку. Почти. Годдарда, который был слишком уж… изобретателен по части поиска бензина и припасов, нагнали на германской границе и арестовали за аферу … Гонку закончил другой водитель, а «Спайкер» прошел трехмесячный ад Восточной Сибири без единой поломки – вот только магнето пришлось заменить»

Францию представляли два экипажа на автомобилях «Де Дион Бутон». Каждая из них в снаряженном состоянии имела вес 1400 кг. Автомобиль N 1 «Де дион бутон» в 10 лошадиных сил. Кондуктор — Ж.Кормье, механик — Евгений Лелувье. Второй экипаж той же фирмы N 2, такой же силы. Кондуктор — В. Коминьон, механик — Ж. Бизак, пассажир — Жан де Тайльс, журналист, сотрудник газеты «Матэн».

Пятым в соревнованиях участвовал трицикл «Конталь», мощностью в 6 лошадиных сил, изготовленный во Франции и весивший с экипажем и вещами 700 кг. Кондуктор — Авгутс Понс, механик — Октав Фуко.
Путешествие обещало стать невероятно сложным испытанием, как техники, так и людей. В дополнение к своему опыту путешествий и навыкам вождения, эти авантюристы должны были ежедневно проявлять мужество, настойчивость и способность избежать ловушек капризной погоды.

Боргезе в Пекине.

За неделю до начала Боргезе вместе со своей женой принцессой Анной Марией верхом разведал маршрут на расстоянии 250 км от Пекина. Он замерял размеры дорог и прикидывал, как можно сузить автомобиль во время прохождения перевалов и горных троп. Стало ясно, что часть пути придется тащить автомобили на веревках с помощью десятков людей и животных. По запланированному маршруту, в Китае и Монголии, в 750 километрах друг от друга были устроены четыре склада с продовольствием, бензином и запчастями. Они были привезены из Пекина с караванами верблюдов.

Старт гонок

Старт гонок

Пекин. Экипаж «Де Дион Бутон» возле казарм Вуарон.

В пути участники пробега должны были преодолеть 800 км пустыни Гоби, где в это время температура на солнце достигала 48 градусов. Местные караваны тратили на переход до 17 дней.

В автомобили погрузили мясные консервы, концентрированные супы, консервированное молоко, а так же овощи и печенье. Поместили плитки, палатки, походные кровати, гамаки, спальные мешки и аптечки. У всего экипажа имелось оружие, потому что им сказали, что они могут столкнуться с бандитами. Ж.Кормье и В. Коминьон взяли по винтовке и револьверу, а в довесок запаслись кинжалами.

Перевал Нанкой

Когда в машины заливали бензин, местные аборигены пытались заглянуть под днище машины чтобы разглядеть, как эти непонятные животные будут отправлять свои естественные потребности. Расход бензина в условиях пустыни продолжал оставаться неизвестным фактором. “Итала» в обычных условиях тратила литр бензина на 4 км пути и требовала замены масла каждые сто километров.

В понедельник, 10 Июня 1907, все участники пробега собрались на торжественное мероприятие во французском посольстве. Китайскую сторону представлял мандарин Кво-Киа-Ки. Утром 10 июня по новому стилю под звуки трубачей французского посольства от казармы «Варнон», расположенной в китайской столице колонна гонщиков отправилась в многодневный путь. Толпа китайцев с изумлением смотрела на невиданные экипажи.

«Италу» тянут по горному перевалу.

На первом этапе пути по Китаю путешественники двигались по старым караванным дорогам, сильно размытым частыми дождями. Однажды громоздкий автомобиль Боргезе увяз в грязи настолько, что пришлось звать на помощь местных жителей и с их помощью вытягивать машину.

Китайские помощники расположились возле «Де дион бутон», чтобы выкурить по трубочке опиума.

После Ки-Мина. Прохождение брода.

Участники пробега в Калгане (Китай).

«Конталь” (слева),«Спайкер» и один из «Де дион бутон» во дворе русско-китайского банка в Калгане.

Экипаж «Де дион бутон» пьет чай, во время пробега по Китаю.

«Итала» застряла в рисовом поле возле Хуанхэ.

«Итала», лишенная груза, переходит реку вброд.

Перед Хуайлай.

Губальт, французский атташе желает счастливого пути экипажу «Спайкер» при выезде в Монголию.

Последний совместный лагерь водителей.

Путешественники преодолели 1200 км монгольских степей, ориентируясь по телеграфной линии.

Гоби

В пустыне Гоби.

Носильщики и погонщики верблюдов разгружают машины перед натиском пустыни Гоби (слева ящик шампанского).

«Итала» следует за последним в сезоне караваном верблюдов.

Недалеко от русской границы «Итала» погрузился в трясину до самых бензиновых баков! Выручил встречный караван.
«Итала» лишилась всего груза в районе зыбучих песков и была привязана к волам.

«Конталь» накануне катастрофы.

Воду в радиатор приходилось доливать почти у каждого колодца.

Этторе Гуицарди повезло найти колодец.

Переправа через реку. Монголия.

В Урге.

Ворота в Ургу

Монголы на лошадях против железного коня.

Монголы помогают вытащить машину при помощи рычагов.

Боргезе в Урге.

Губернатор Урги совершает поездку на «Итале».

Великий Лама Урги, бог жизни и воплощение Будды внимательно изучает «Спайкер».

От Пекина через степь Гоби до Кяхты путешественников сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории его сменили казаки.

На помощь «Спайкеру» пришли русские казаки.

Маршрут пролегал через города Российской империи – Иркутск, Красноярск, Омск, Петропавловск, Курган, Златоуст, Бирск, Елабуга, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Смоленск, Борисов, Брест. Не счесть трудностей, которые пришлось претерпеть участникам автопробега! Все было на их пути: ущелья и перевалы, пустыня Гоби, где экипаж № 5 сошел с дистанции. Трицикл оказался абсолютно непригодным для гонки по пескам, он попросту рассыпался.

Спасск.

Экипаж № 1 первым пересек российско-маньчжурскую границу в районе старинного города Кяхта.
«Они стали двигаться вверх по течению, но река была слишком глубока и слишком бурная для того чтобы рисковать автомобилем. Прождав несколько минут, лесорубы, работающие в лесу, согласились переправить лошадей по цене один рубль за лошадь, сборы заняли час, и, наконец, появилось шесть крестьян, долговязых и волосатых, они затащили лошадей в воду, переправились через реку, и перевезли багаж, освободив тем самым автомобили от груза. Гуицарди в это время намазывал машину жиром и закутывал ее в тряпки. Он вместе с крестьянами запряг лошадей, привязал машину и приступил к переправе. Мы в это время вошли в воду на другой стороне реки и вытащили машину. Если считать время вместе с погрузкой-разгрузкой багажа, мы переправились за три часа! »

Дорога до Москвы была полна приключений. Главным препятствием для автомобилей стали многочисленные мосты, пребывающие в крайне ветхом состоянии. Чтоб перебираться через некоторые приходилось разбирать автомобили, чтобы полностью облегчить конструкцию. Иногда приходилось перескакивать мосты на скорости, но однажды на перегоне Кяхта-Мысовая гнилой настил моста подломился под задними колесами, и «Itala» упала вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился за выступающее бревно и повис, а пассажиры, сидевшие на передних сиденьях, плюхнулись в реку, получив ссадины и ушибы. Спас положение какой-то местный умелец-крестьянин, имени которого история не сохранила: с помощью топора, пилы и нехитрого плотницкого инструмента он в достаточно короткий срок сделал новое колесо.

Авария на мосту.

Вооружившись веревками и топорами местные крестьяне помогают вытащить «Италу».

Крестьяне с интересом разглядывают впервые увиденный ими автомобиль.

«Команда отправилась спать, после того как кровати обильно обсыпали порошковым инсектицидом, чтобы хоть как-то защитить иностранцев от блох Российской империи. Путешественники спали всю ночь под звуки труб и топот сапогов, потому что в Сибири кажется, что армия как будто занимает каждый банк, каждое общественных здание».

«На следующее утро, они под бдительным взглядом часовых попытались покинуть город. Шел дождь. Передвижение стало настоящим скольжением по океанам грязи. При малейшем уклоне мы резали ветви и помещали их под колеса для обеспечения передвижения. Грязь плотной штукатуркой покрыла ноги людей и ноги начинали выглядеть как у слонов.

Грязь брызгала на лица и они покрывались коркой из которой торчали только глаза и носы. В этой стране, в настоящее время усиленно строят железные дороги и в то же время как кажется полностью отказались от ремонта старых дорог и мостов, которые ветшают и становятся непригодными для использования. (…) «мосты были наполовину рухнувшими под тяжестью зимнего снега. Несмотря на то, итальянцы перешли по ним как они сами говорили «на цыпочках», задаваясь вопросом о том, что станет с ними если мост рухнет».

Пересечение сибирской реки на пароме.

В одном из сибирских городов.

«Два дня спустя «Итала» проехала на мосту. Это был большой железный мост, связывающий высокие скалы, которые поднимались над бурной рекой. «Они смеялись, как смошенничавшие школьники, позаимствовав Транссиб для своих целей и поставив машину на рельсы. Они взяли пассажира, русского жандарма со специальным красным флагом, чтобы семафорить им при приближении поезда. «Идея родилась в мозгу Боргезе, но потребовалось два дня, чтобы ее воплотить. (…) Была немедленно отправлена телеграмма генерал-губернатору Сибири с просьбой разрешить им воспользоваться для своих целей железной дорогой (…) В течение двадцати четырех часов они получили желаемое разрешение и на следующее утро «Итала» встала на рельсы, чтобы начать свое странное путешествие до Москвы».

Но предосторожности не всегда помогали: однажды на перегоне в колонну едва не врезался паровоз товарного состава. После этого случая руководство Великой Сибирской магистрали официально включило пробег в расписание следования поездов на перегонах! Но из-за того что двигаться на автомобиле по шпалам было довольно мучительно, Боргезе решил свернуть на Сибирский тракт.

Иркутск.

В Иркутске участники пробега появились 18 июня. Согласно записи в летописи Ю. Колмакова, иркутское общество велосипедистов-любителей во главе с Н.В. Яковлевым встретило у Амурской заставы в 21 час 8 минут приехавшего первым принца С. Боргезе, механика Е. Гизарди и пассажира А.М. Богезе, которых проводили до дома С.Н. Родионова на Шелашниковской улице, где собралась вся знать города. Обилие яств на столе поражало воображение. Икра, трюфели, устрицы, прекрасная сибирская рыба, французское шампанское и рейнское вино – лилось рекой. Князь Боргезе был восхищен русским гостеприимством. Там они и остановились на отдых. На следующий день утром во дворе дома была снята памятная фотография. Затем в саду «Циклодром» в Глазково Общество велосипедистов-любителей дало банкет в честь принца и его спутников. После банкета гости выехали в сторону Красноярска.

Примечательно, что в Иркутске было сделано подробное описание автомобилей — иркутяне живо интересовались техникой. Данное описание приводится в «Иркутской летописи 1661-1940 гг.» Ю. П. Колмакова. Пилотов автомобилей в ту пору называли «кондукторами».

Остальные участники гонки прибыли в Иркутск только 20 июня поездом №11. В саду «Циклодром» для них был устроен ужин, после чего они были поселены в гостинице «Гранд-Отель». Гости покинули Иркутск только 23 июня.
Дорога на запад постепенно становилась лучше и суше. У автомобилей менялись в основном шины, которых хватало на несколько тысяч километров.

На дороге возле Канска.

«…В четыре часа дня показался Омск. Он раскинулся на песчаной равнине. Нас встречал офицер полиции. Немногим более двенадцати часов потребовалось на то, чтобы преодолеть расстояние в 390 километров от Канска(Kansk) до Омска (Omsk). Мы въехали в Омск в часы воскресного гуляния.

Омск.

Омск получает и продает более чем на 20 миллионов марок сельскохозяйственных машин для вновь возделываемых пахотных земель. Даже киргизы, которые никогда не держали в руках какие-либо сельскохозяйственные орудия, отправляются по Иртышу до Омска, чтобы купить машины …»

Переправа через Томь.

По дощатым тротуарам спокойно двигалась людская масса горожан, судя по всему, одетых в свои лучшие платья. Они вышли подышать свежим воздухом. Шествовали офицеры и чиновники при полном параде со своими семьями, ведя за руку детей.

Ощущалась атмосфера провинциального города на отдыхе. Затем мы переехали по прекрасному мосту через Иртыш. По берегам растянулись судоремонтные мастерские, у причалов стояло несколько больших пароходов, которые плавали летом по Иртышу вниз до Тобольска и вверх до Семипалатинска.

«Итала» пересекает ручей где-то в Сибири.

Мы увидели картину активной хозяйственной деятельности на современном уровне, которая подействовала на нас как открытие: показалось, что мы уже в центре Европы.

Иркутск предстал перед нами политическим центром, Томск — интеллектуальным центром азиатской России, здесь же, в Омске, сосредоточилась коммерческая деятельность.

Омск — центр промышленный. На пристанях мы видели только машины, тысячи их были готовы к отправке в нетронутые степи. Это были новейшие машины, которые выпускались промышленностью для сельского хозяйства — даже те из них, к которым с предубеждением относились как к новшеству во многих цивилизованных странах Европы. Необъятные просторы «черных земель», которых до сих пор совершенно не касался человеческий труд, уходят под глубокую вспашку американскими двухлемешными плугами, засеваются новейшими семенами, обрабатываются самыми совершенными машинами, которые для этой цели придумала цивилизация.

«Итала» останавливается, чтобы не вызывать панику среди стада.

“Время”, июня 29-го, пятница
«Прибытие первого автомобиля в Томск. 28 июня в 8 часов утра Томск наслаждался необыкновенным зрелищем: прибыл первый из состязующихся в автомобильной гонке Пекин — Париж — итальянский принц Боргезе. Автомобиль подкатил к гостинице «Европа», где тот час же собралась громадная толпа народа, затем автомобиль отправился на фабрику Рукавишников а для поправления некоторых незначительных повреждений и главным образом для чистки машины. Автомобиль самой последней и новейшей конструкции. Имеет 40 сил. Строился и собирался на фабрике «Jtala».

Принц Боргезе и сопровождающие корреспондент одной итальянской газеты и машинист-шоффер, выглядели неказисто; костюмы грязные, промасленные, запыленные. По их словам, им приходилось спать (нужно сказать, очень мало) и есть на машине; остановок не полагается. На пути от Красноярска до Томска была сделана маленькая остановка в Мариинске. Несмотря на прочное устройство, автомобиль в Томск пришел в несколько потрепанном виде. Особенно пострадали шины колес. Специально для гористой местности имеются запасные шины.

Насколько быстро идет первый автомобиль можно судить по тому, что расстояние от Мариинска до Томска сделано в 22 часа. Из Мариинска автомобиль вышел в 8 час. утра 27 июня и прибыл в Томск 28 числа немного позднее 8 час. утра, словом, сутки. Такая бешенная езда при таких как у нас в Сибири дорогах, конечно сильно отражается на гонщиках и они, в особенности машинист, страшно утомлены. Последний, когда автомобиль пришел на фабрику Рукавишникова, попросил прежде всего «кушать». Шоффер очень плохо объясняется по-русски и на вопрос: какое впечатление производит на них Сибирь, — ломаным русским языком с жестами говорил, что «Сибирь ничего, но дороги не хорошо». А на вопрос: сколько времени потребуется проехать до Омска — шоффер вынимает хронометр и отсчитывает 15 часов. Скорость — необычайная. По словам того же шофера остальные автомобилисты отстали на значительное расстояние и придут в Томск через несколько дней.

Остановка в Томске принца Боргезе вызвана во-первых необходимостью отдохнуть немного, а во вторых и, главным образом, произвести чистку машины».

Автомобиль застрял в сибирской деревне.

Переход по Сибири и Уралу длился почти две недели. Для преодоления вязкого грунта пришлось применять цепи: их надевали на колеса. Цепи изрядно подтачивали деревянные ободья и спицы. Разбухшие от луж и грязи спицы, высыхая на солнце, начинали свободно болтаться в своих пазах. Их периодически приходилось поливать водой.

В уральской деревне.

В газетах и журналах того времени публиковалось много фотографий, снятых участниками автопробега. На снимке, сделанном французами в Златоусте, справа видна часть улицы Большой Ветлужской (ныне П.П. Аносова) с автомобилем марки «Де Дион Бутон» на грунтовой дороге. Слева скалистый склон горы Косотур с хвойным лесом.

Златоуст.

Боргезе устанавливает палатку где-то в степи.

Граница Европы и Азии

Источник: https://humus.livejournal.com/2806908.html, https://humus.livejournal.com/2808971.html

(Visited 630 times, 1 visits today)