Братание на Восточном фронте, во время Первой мировой войны.
На русско-германском фронте братание впервые было зарегистрировано в октябре 1915 года, однако оно не было распространено и носило единичный характер, не представляя угрозы боеспособности Русской армии. Массовое распространение братание получило в конце 1916 года и, особенно, в 1917 году. Борясь с братанием в период июньского наступления 1917 года, командование русской армии перешло к репрессиям. В июле 1917 г.
Временное правительство издало приказ о расстреле представителей армий противника, явившихся для братания и придании суду военно-полевых судов чинов Русской армии, принимающих участие в братаниях. Усиление влияния большевиков на фронте во второй половине 1917 года привело к массовому и организованному братанию. Братания после прихода большевиков к власти (в декабре 1917 — феврале 1918 годов) приняли характер государственной политики — большевистское правительство надеялось с их помощью приблизить германскую революцию или хотя бы оттянуть или ослабить предстоящее немецкое наступление.
Отношение к братанию занимало видное место в публицистике 1917 года, различные социалистические группы имели свой взгляд на этот вопрос.
Так, видный марксист, основатель социалистической партии «Единство» Плеханов Г.В., занимая глубоко оборонческую позицию, писал:
«.. Доставленный в Россию услужливым Платтеном Ленин провозгласил в своих «тезисах», что нужно «братанье», то есть братание русских войск с германскими. Под пером Ленина тезис этот не отличался убедительностью. Однако он пришелся ко вкусу многим из тех, которые энергично отвергали остальные тезисы нынешнего руководителя «Правды». О братании русских войск с германскими сочувственно заговорила «Рабочая газета», и — шила в мешке не утаишь! — оно местами начало практиковаться на нашем западном фронте.
К чему ведет оно?
Если бы вся русская армия побраталась со всеми австро-германскими войсками, обращенными против русского фронта, то это было бы равносильно заключению сепаратного мира России с Австрией и Германией. Желают ли такого мира нашим спасители интернационала? Нет, они уверяют, что никто из них не желает его. Но если они его не желают, то они не должны проповедовать идею «братания», полное осуществление которого привело бы именно к такому миру.
А к чему привело бы неполное осуществление идеи «братания»? К тому, что, пользуясь «братским» ротозейством русских, германский главный штаб получил бы возможность противопоставить значительную часть своих сил англичанам и французам. Другими словами: неполное осуществление идеи «братания» было бы равносильно частичному осуществлению идеи сепаратного мира, которым гнушаются сами наши спасители интернационала. А из этого следует, что в обоих предположенных мною случаях идея братания должна быть отвергнута, как несостоятельная по своему содержанию и крайне вредная по своим фактическим последствиям.»
«Следует отметить, что русское командование, говоря о причинах, побуждавших солдат брататься, не обращало внимания на такие факторы, как национальный и религиозный. В армиях Германии и Австро-Венгрии служило немало солдат славянского происхождения: поляков, чехов, словаков, украинцев и других. В своей массе они не видели в русских солдатах врагов. Нередки были среди солдат-славян массовые сдачи в русский плен. Дружественному отношению к России способствовало и то обстоятельство, что российское правительство одной из главных целей Первой мировой войны провозгласило освобождение славянских народов от австро-венгерского и германского порабощения. Что же касается религиозного фактора, то, как уже отмечалось, всплеск братания в годы войны приходился именно на пасхальные дни, когда солдаты-христиане, а таких было абсолютное большинство, отмечали один из самых главных своих праздников…
Показательно, что в мемуарах многих русских военачальников упоминания о братаниях периода 1915-1916 гг. вообще отсутствуют. Это свидетельствует о том, что в те годы они не придавали этому явлению особого значения. Между тем германское командование решило его использовать в своих интересах. Если ранее во время братания наших солдат могли взять в плен, то теперь от такой практики отказались, опасаясь прекращения братания с русской стороны. «С наступлением для Германии трудных времен, – писал генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов, – правительство императора Вильгельма озаботилось созданием в различных пунктах страны особых отделений для пропаганды идей, способных облегчить германскому народу продолжение и благополучное окончание войны».
Летом 1916 года по инициативе германского верховного командования, в том числе генерала пехоты Э. Людендорфа, эти отделения были объединены в одну организацию. Пропаганда велась всевозможными путями, но особое значение придавалось словесной передаче обработанных в нужном смысле сведений. «Мысль существует, – говорил Э. Людендорф по поводу этого способа, – а откуда она взялась – неизвестно». Причем пропаганда осуществлялась не только на территории Германии, ее сателлитов и нейтральных стран, но направлялась широким потоком в государства, находившиеся в состоянии войны с германским блоком. «Шла она туда двумя путями, – писал далее Ю.Н. Данилов, – с фронта и через тыл, но имела одну цель: угасить в народах и войсках этих государств дух войны и подорвать в них внутреннюю дисциплину… Для России с непрочной государственностью, темною массою и правительством, не пользовавшимся общественным доверием, пропаганда эта оказалась смертельным ядом». Именно такое явление, как братание, подходило для вражеской пропаганды как нельзя лучше…
Источник: https://humus.livejournal.com/2628944.html