Художник Репин и его усадьба «Пенаты».

Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

В 1899 году, когда Илье Ефимовичу Репину было пятьдесят шесть лет, он поселился в небольшом домике в финском посёлке Куоккала. Купчая была оформлена на имя супруги художника Наталии Борисовны Нордман. Она становилась собственницей участка и строений на нём. Это был подарок Репина женщине, которая увлекла его своей любовью, пониманием и бескорыстием.


Илья Ефимович Репин и Репин и Наталья Борисовна Нордман в мастерской художника.

С конца 19 века северное побережье Финского залива стало излюбленным местом петербуржцев, особенно художественной интеллигенции. Здесь снимали дачи и имели дома многие известные писатели художники и музыканты.

Куоккала привлекала Репина красотой северной природы, тишиной, которая иногда нарушалась только шумом моря. На фото И. Е. Репин на берегу Финского залива.

В 1899-1900 году была выпущена открытка с фотографией входа в только что купленную усадьбу.

Репин с землекопами в саду усадьбы создает пруды 1899.

Резные ворота на входе в усадьбу Пенаты, 1904 год.

Приобретённый Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.

Фото: И. Е. Репин копает землю для будущего пруда. Фотография Н. Б. Нордман, 1899 год.

Усадьбу Наталия Нордман назвала «Пенаты». По верованиям древних римлян, Пенаты – боги хранители домашнего очага и семейного благополучия. Позднее это слово стало нарицательным для обозначения родного дома. Не только сама усадьба, но и каждая дорожка, холмик, беседка в ней получили свои названия. Например, от дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина», а зеленую лужайку, обрамлённую соснами назвали «Площадью Гомера».

Деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Здесь проводились домашние концерты и лекции.

Литераторы в беседке Пенатов. 1906 год.

Просветительская кооперация, организованная Репиным и Нордман. 1909 год.

Репин у беседки «Шехерезада». 1913 год.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман Северова с гостями у беседки «Шехерезада».

Куоккала. «Башенка Шехерезады», выстроенная в конце «Аллеи Пушкина». С верхней площадки башни открывался вид на залив. 1920 год.

Маленький домик постепенно перестраивался Репиным и обрастал со всех сторон разными пристройками, верандами и балконами. Дав волю фантазии, Репин продумывал облик и структуру каждого элемента. В архитектуре и декоре видно увлечение Репина народным искусством.

В итоге получилось оригинальное сооружение, отражающее творческую индивидуальность автора. Большая часть дома была выполнена из стекла, с целью создания внутри освещения, пригодное для работы живописца.

Весной 1914 года возле дома на берегу пруда пробурили артезианскую скважину глубиной около 72 метров. Вода лилась в шестигранную чашу и по её ступеням в пруд. Скважина давала 400 вёдер в час, Репин назвал это сооружение «Посейдон».

Фото: Репин у артезианского колодца.

Слуга Шаляпина у чаши, 1914 год.

В день 60-летия Репина «Пенаты» приняли первых гостей. Приехал В. В. Стасов с племянницами. Усадьба им очень понравилась. Стасов писал: «… День прошёл — чудесно! Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» — красивые места!»

Гостей Репин принимал по средам. В этот день, ровно в 3 часа дня, над домом поднимался флаг, это означало, что хозяева ждут гостей.

Фото: В Пенатах на «репинской среде». 1915-1917 годы.

Усадьба Репина и Нордман стала местом встреч и общения самых разных людей. Здесь бывали К. И. Чуковский, Ф. И. Шаляпин, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, В. Г. Короленко и многие другие. 18 августа 1904 года «Пенаты» посетил Горький. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов». Репин познакомил Горького со Стасовым. Фотограф К. К. Булла сделал 16 снимков этой встречи.

Фото: А. М. Горький, В. В. Стасов, И. Е. Репин на Аллее Пушкина в Пенатах 18 августа 1904 года.

В прихожей на бамбуковой подставке стоял, выписанный из Парижа, медный гонг «Там-Там». Над ним плакат, написанный Наталией Нордман, гласил: «Сами снимайте пальто, калоши… Бейте весело, крепче в Там-Там… Открывайте дверь в столовую сами…» Самопомощь — девиз репинского дома. Стало быть, никто никому ни в чём не должен был помогать.

И. Е. Репин в большой столовой, 1929 год. Одна из последних фотографий И. Е. Репина.

В столовой главной достопримечательностью был круглый стол, сделанный финским мастером Пекко Ханникайнен.

Центральная часть стола крутилась и каждый, вращая её, мог достать любую тарелку с едой, не прибегая к посторонней помощи. В нижней части стола находились ящики, куда гости складывали использованную посуду.

Если же кто-то нарушал правила самопомощи, его подвергали шутливому наказанию. Виновный должен был подняться на трибуну в углу столовой и произнести остроумную речь. Часто гости провоцировали Корнея Чуковского, который был мастером разговорного жанра и экспромта. Провинившимся бывал и сам хозяин дома.

Утро в Пенатах 1911. Репин спускается в гостиную из своей холодной спальни.

Гостиная в доме Репина отличалась простотой своего убранства. Иногда её называли «комнатой Венеры», здесь стоял слепок со знаменитой античной статуи. Около неё находился рабочий столик Н. Б. Нордман, здесь она писала различные заметки, статьи и рассказы в обычные дни.

Также в гостиной стоял рояль фирмы «Беккер», который выбрал для Репина композитор А. К. Глазунов.

На первом этаже дома также находится веранда, одно из любимых мест художника.

Чаепитие на зимней веранде 1907 год.

Веранду называли верандой бюстов, так как здесь вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.

Почти весь второй этаж занимает мастерская Репина. Художник построил её летом 1906 года и в следующем году, отказавшись от профессорства в Академии художеств, стал постоянным жителем «Пе­натов».

По словам Репина здесь, в мастерской, он «проводил лучшие часы в своей жизни».

Именно в этом помещении И. Глыбовский сделал знаменитую фотографию художника с палитрой на поясе.

Дело в том, что из-за большой нагрузки от постоянный занятий живописью, у Репина прогрессировал процесс атрофии мускулов между большим и указательным пальцами правой руки. Художник научился писать левой рукой, которой обычно как раз и держат палитру. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение, крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы.

В 1914 году Наталия Нордман умирает. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собствен­ностью Репина, а потом переходили к Академии худо­жеств при условии, что там будет открыт домик-музей.

Однако, Академия принять подарок Наталии Борисовны не спешила, мотивируя тем, что не располагает средствами для содержания такого музея. Чтобы выполнить волю покойной супруги, Репин пожертвовал в пользу Академии Художеств 30 тысяч рублей. После смерти жены к Репину переезжают его дети.

После Октябрьской революции, по декрету о независимости Финляндии, подписанному В. И. Лениным, Куоккала отделилась от Рос­сии, и Репин, никуда не уезжая, оказался эмигрантом. Финского гражданства Илья Ефимович не принял, так и оставшись подданным Российской Империи. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову. Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. Худож­ник был слишком немощен, чтобы предпринять решитель­ные шаги и идти на разрыв с близкими, и со дня на день стал откладывать срок своего переезда.

В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался. Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в «Пенатах».

Могила И. Е. Репина 1930 год.

После смерти Репина до 1939 года в усадьбе жили Юрий и Вера Репины. Перед началом войны в ноябре 1939 года финляндское правительство рекомендовало эвакуироваться населению вглубь страны. Вера и Юрий покинули «Пенаты», обосновавшись в Хельсинки, где прожили до конца своих дней.

18 июня 1940 года в усадьбе был открыт музей, сразу ставший очень популярным.

Однако уже через год музей пришлось срочно эвакуировать. Началась Великая Отечественная война. Все личные вещи, рисунки и картины, мебель и другие предметы обстановки были спрятаны в надёжных подвалах Академии художеств на Васильевском острове.

В 1944 году, когда советские войска вошли в Куоккалу, стало известно, что репинского дома больше нет.

Фото: Сломанные ворота в усадьбу Репина в 1944 году.

Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. Сохранилось много фотографий, на которых можно было разглядеть не только сам дом, но и интерьеры, парк, беседки и прочее. Большинство снимков сделано Наталией Нордман, которая увлекалась фотографией и научила снимать и самого Репина. Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий.

Восстановленный дом незадолго до открытия обновлённого музея-усадьбы. 1960-1961 год.

Восстановленный дом И. Е. Репина в Пенатах. 1960 год.

В 1962 году возрождённая репинская усадьба снова открылась для посетителей.

Пенаты в наше время.

Репин и Нордман с гостями на берегу большого пруда в Пенатах. 1912 год.

Шаляпин позирует Репину для портрета. 1914 год.

Ф. И. Шаляпин позирует Репину в зимней мастерской. Февраль 1914-го года.


Шаляпин на финских санях у колодца. 1914 год.

А. М. Горький, М. Ф. Андреева, Л. Яковлева (секретарь Стасова), В. В. Стасов, И. Е. Репин и Н. Б. Норд.

Делегация советских художников в гостях у И. Е. Репина в «Пенатах» 1926 год.
Сидят слева направо:. И. И. Бродский, П. А. Репина (жена Ю. И. Репина), В. И. Репина, И. Е. Репин, А. П. Радимов. Стоят слева направо: Ю. И. Репин, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман.

И. Е. Репин в парке Пенатов. 1910 год.

И. Е. Репин в саду. 1911 год.

И. Е. Репин и И. П. Павлов в парке Пенатов 1924 год.

И. Е. Репин на лыжах (начало 1900-х).

И. Е. Репин и И.П. Павлов в парке Пенат. 1924 год.

И. И. Бродский и И. Е. Репин в 1926 году во время пребывания делегации советских художников в Пенатах.

К. Чуковский с семьей в гостях у И. Е. Репина, зима 1912 — 1913 года.

Пирогов, Стасов, Горький и Репин.

Репины в Пенатах.

Семья художника Юрия Репина перед домом «Вигвам». Куоккала 1912 год.

Илья Репин и Наталья Нордман-Северова в Пенатах с гостями — Максимом Горьким и его возлюбленной, актрисой Марией Андреевой. 1905 год.

Репин с дочерью Верой на финских санях. 1915 год.

И. Е. Репин в костюме дворника в спектакле, поставленном по пьесе Н. Б. Нордман-Северовой «Ласточка права» в театре «Мозаика». Финляндия, Куоккала. 1909 год.

Илья Репин и Наталья Нордман-Северова читают сообщение о смерти Льва Толстого. 1910 год.

И. Е. Репин и Паоло Трубецкой с женой у крокетной площадки.

Н. Б. Нордман Северова в мастерской мужа И. Е. Репина. 1910 год.

Пенаты. Могила Репина.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post437867761/#

(Visited 978 times, 1 visits today)