Геноцид армян. Киликийская резня 1909 года.

Киликийская резня — массовые убийства этнических армян в османских вилайетах Адана и Алеппо, произошедшие в апреле 1909 года.

Резня армянского населения в Адане, спровоцированная попыткой мятежа в Стамбуле против младотурок и конституционных реформ, в дальнейшем переросла в армянские погромы на территории всего вилайета. По существующим оценкам, жертвами резни стало до 20-30 тысяч армян. Сообщалось также, что в результате резни погибло и около 1300 ассирийцев.

Предпосылками к кровавой резне стали глубокие политические, экономические и религиозные различия между армянами-христианами и мусульманским большинством страны. Армянская община открыто приветствовала и поддержала младотурецкую революцию и конституционные реформы. Злоба и ненависть погромщиков усиливалась завистью к богатству армянской общины Аданы и предположениями о её сепаратистских намерениях в противовес зарождающемуся турецкому национализму.

Буржуазно-либеральные конституционные идеи, получившие распространение в Османской империи уже в 1860-е годы, при султане Абдул-Хамиде (1876—1909) воплотились в движение младотурок. В 1894 году появилась первая листовка от имени подпольного общества «Единение и прогресс» (Иттихад, тур. İttihat ve Terakki), которая призывала всех без различия вероисповедания подняться на борьбу против режима «кровавого» султана, деспотизма и тирании. На II конгрессе младотурок (Париж, 1907) с участием армянских национальных партий («Дашнакцутюн» и «Гнчак») и лидеров македонского освободительного движения была принята «Декларация» о восстановлении конституции и созыве парламента. Она призывала ко всеобщему восстанию всех народов империи ради свержения режима Абдул-Хамида.

Показанные здесь фотографии ужасны. Рекомендуем детям и людям с неустойчивой психикой отказаться от просмотра.

Из 200 христиан спаслись только 36.


3 июля 1908 года началось восстание в Охриде (Македония), в котором участвовали не только турецкие офицеры и солдаты, но и албанские и македонские отряды. К повстанцам начали присоединяться армейские части. Заняв во главе с Энвер-беем Монастырский и Салоникский вилайеты, восставшие объявили о восстановлении конституции 1876 года. Когда волнения перекинулись на Анатолию, охватив Стамбул, Абдул-Хамид был вынужден пойти на уступки и 24 июля опубликовал указ о восстановлении конституции.

Победа младотурок воодушевила мусульманское и армянское население империи. Однако при преобразовании движения «Единение и прогресс» в политическую партию (октябрь 1908 года) оказалось, что болезненный для империи национальный вопрос в программе новой партии рассматривается в духе идеологии паносманизма, согласно которой все подданные султана, независимо от вероисповедания, — «османы».

В ночь на 31 марта (13 апреля) 1909 года солдаты столичного гарнизона подняли контрреволюционный мятеж, получивший поддержку Абдул-Хамида. Повстанцы заняли здания парламента и правительства, но лидеры младотурок успели спастись в Салониках. Здесь они мобилизовали 100-тысячную «Армию действия», к которой присоединились также отряды албанцев и македонцев. 16 апреля «Армия действия» выступила в поход на Стамбул, и 22 апреля столица была окружена. 26 апреля младотурки взяли Стамбул и подавили мятеж. 27 апреля парламент принял фетву о низложении Абдул-Хамида.

Константинополь, апрель 1909 года. Триумфальный въезд Махмуда Паша, главы «Армии освобождения».

Формально христиане были приравнены в правах к мусульманам. Однако, это не привело к реальному улучшению ситуации: полученные армянами свободы лишь давали реакционным силам повод, чтобы обвинять армян Киликии, в частности, комитет «Гнчак», в стремлении вытеснить турок и восстановить «Армянское царство». Как пишет генеральный консул в Эрзруме в донесении, «Увлечение армян провозглашенными свободами все более и более возбуждает против них ненависть мусульман. Даже среди наиболее прогрессивных младотурок… недоверие к ним растет не по дням, а по часам».

Более чем за месяц до начала погромов младотурки начинают спешно раздавать оружие и боеприпасы мусульманскому населению. В уезды были направлены секретные указания относительно начала резни. Из тюрьмы в Паясе были освобождены около 500 преступников. Как отмечает французский журналист А. Адоссидес, погромам предшествовали волнения среди турецкого населения. Ходили слухи о том, что «кто-то из гяуров оскорбил турецкую женщину и убил её мужа» и прочие, способствовавшие нагнетанию напряженности. Обеспокоенные поведением мусульман, армяне обращаются к властям и получают заверения, что те способны обеспечить их безопасность.

Школа армянских католиков.

За день до начала погромов под председательством Джевад-бея проходит заседание. Адоссидес так описывает происходившее на заседании: «Высшие чиновники, улемы и именитые граждане, сторонники того, чтобы завтра наказать армян. Один лишь Хаким, председатель суда, возражает против этого решения и предлагает, чтобы в случае, если начнутся серьезные волнения, в назидание другим, наказать смутьянов-мусульман».

14 апреля с утра на базаре начали закрываться армянские и примыкающие к ним лавки.: торговцы готовились к враждебным действиям со стороны турок. В частности, о приближении беды говорило то, что всё мусульманское население носило тюрбаны — опознавательный знак, позволявший не спутать их с христианами. В 11 часов начались нападения на армян. Погромщики использовали в основном ружья, холодное оружие, дубины и камни. Убийства сопровождались ограблениями и поджогами.

Как свидетельствует Адоссидес, разъяренной толпе помогали находившиеся в городе солдаты. Хотя он же отмечает, что среди офицеров и гражданского населения было немало людей, тщетно пытавшихся остановить насилие.
В трех кварталах армяне смогли организовать самооборону и достаточно долго отражали нападения толпы. Кроме армян в резне погибло несколько сот греков и сирийцев.

По сообщениям «The New York Times», к 18 апреля только в Адане насчитывалось более 1000 человек убитыми, последствия погромов в Тарсе и Александретте на тот момент были неизвестны. Тысячи беженцев разместились в американском консульстве в Александретте.

22—24 апреля по городу проходит череда арестов и обысков, в результате которых у армянского населения изымается огнестрельное оружие. При этом власти оставляют оружие туркам. 25 апреля в Адану из Румелии прибывают младотурецкие «конституционные» войска, призванные якобы обеспечить порядок в городе. Однако, в тот же день армия переходит на сторону погромщиков. Как пишет Адоссидес, «вскоре руководителям резни удалось убедить румелийцев, которые уже были недовольны тем, что им приходится защищать христиан против своих единоверцев, что армяне напали на них, что эти гяуры являются мятежниками, что они уничтожили мусульман, что они замышляют новое нападение»

Выжившие армяне среди руин своих домов.

Бандиты окружали здания, в которых находились армяне и поджигали. Люди гибли в огне, а тех, кто вырывался, расстреливали. Среди зданий, преданных огню, были школы и церкви, куда в поисках спасения устремлялись толпы христиан.
Погромы прошли по всему Аданскому вилайету и в ряде населенных армянами районах вилайета Аллепо. Население десятков деревень и городов было полностью или почти полностью уничтожено. Жители Аджна, Сиса, Зейтуна, Шейх-Мурата и других населенных пунктов, организовав самооборону, отразили нападение турецких погромщиков, благодаря чему избежали резни.

Старик, в руках которого череп родного сына, в его семье погибли семь человек.

В прибрежной зоне беспорядки прекращались по мере прибытия в порты иностранных военных судов и высадке десанта, однако международное присутствие не способствовало прекращению погромов на расстоянии от берега.

Во время беспорядков и резни в Киликии погибло свыше 35 тысяч человек, из них свыше 20 тысяч — в Аданском вилайете. Большие потери понесли также горные и отдалённые районы, большая часть трудоспособного населения которых во время резни находилась на равнинах. Многие из выживших во время резни стали калеками, потеряли рассудок, умерли от наступившего голода и эпидемий, некоторые женщины были обращены в ислам и угнаны в гаремы.

Руины армянского квартала в Адане.

Под давлением иностранных держав и христианской общественности младотурецкие власти начали расследование произошедшего. Как отмечают многие свидетели, следствие велось с пристрастием.В частности, Зиновьев пишет: «28 мая (10 июня) казнены были 9 мусульман и 6 армян. Казненные мусульмане принадлежали к простонародью, и ни один из нотаблей, истинных виновников смут, не был привлечен к ответственности. Между тем вся вина казненных армян в том, что они защищались от нападений.Заседания суда были закрытыми.В итоге виновники резни остались безнаказанными. В частности, вали Аданы Джевад-паша отделался тем, что был смещен с занимаемой должности, а губернатор вообще был удостоен правительственной награды.

Руины французского иезуитского интерната в Адане.

После подавления стамбульского мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов. Это послужило последней каплей для Дашнакцутюн, которая, не сумев нейтрализовать шовинистическую фракцию Иттихад, вышла из союза с этой партией в мае 1912 года.

Балканские войны 1912—1913 годов, потеря 150 тысяч квадратных километров европейской территории и четырёх миллионов жителей империи, этнические чистки, основными жертвами которых были мусульмане, приток большого числа беженцев, означали конец любого плюрализма в Иттихад. 400 000 мухаджиров было размещено в Анатолии, что привело к значительному преобладанию мусульман в империи, хотя в середине XIX века немусульмане составляли около 56 % её населения. Трагедия перемещённого мусульманского населения и безразличие окружающего мира к их проблемам фактически представляли модель решения национального вопроса, хотя прямой связи между мухаджирством и последующим геноцидом армян нет.

Тем не менее эти события подсказали Иттихад способы решения демографических проблем в условиях войны, так в 1913-14 годах из островов Эгейского моря и западного побережья Анатолии в Грецию было выселено 130 000 этнических греков. В согласии с принятой концепцией «Национальная экономика» (тур. Millî İktisat) во время переговоров с Грецией по Эгейским островам в Турции был организован бойкот греческих магазинов, без какой-либо мотивации распространенный на армян и других немусульман, аналогичный бойкот произошел во время балканской войны 1913—1914 годов. Перестав сотрудничать с Иттихад, армянские политические партии снова получили возможность обращаться за поддержкой к европейским державам.

Турки возле трупов армян.

Двор церкви, приютившей армянских беженцев.

Тела Левона Манукяна и его друзей, которые подняли из колодца Гюлханха Карапета на 50 день после резни.

Крейсер-броненосец Жюля Ферри, принявший на борт 1450 армянских беженцев Кессаба в бухте Базит в апреле 1909 года.

Разрушенные дома армян около армянской апостольской церкви в Адане.

Террасы Аданы до пожара.

Повешенные армяне.

Пароход морской почты гос-на Нижера, принявший на борт 2200 армянских беженцев в бухте Базит в апреле 1909 года.

Палатки, в которых жили пострадавшие при погромах армяне.

Сирийские школа и церковь Аданы после пожара в 1909 году.


Хатун Вануджян, 4 года. Получила ранение от турецкой пули. При погроме погибла вся ее семья.

Труп погибшего армянина.

Сожженный армянский квартал недалеко от американского миссионерского представительства.

Армянский квартал в Адане.

Армянский квартал в Адане.

Армянский квартал в Адане.

Лагерь выживших армян на окраине Аданы.

Лагерь выживших армян на окраине Аданы.

Сожженный дом драгомана (устар. переводчика) вице-консульства Франции в Адане.

Повешение 6 армян, приговоренных к смерти.

Беженцы на крыше школы Сестер Святого Иосифа в Адане.

Руины армянской католической школы — Терзян варжаран.

Часть руин площадью в 4 квадратных километра в армянском квартале в Адане.

Сожженный кварал в Адане.

Армянские сироты Аданы.

Армянские дети из Аданы. От их тел были отрезаны куски плоти, а колени сломаны.

Броненосец эскадры » Верите» («ИСТИНА»), прибывший в Киликию в апреле 1909 года.

Сожженный армянский квартал недалеко от американского миссионерского представительства.

https://humus.livejournal.com/2200858.html

(Visited 1 491 times, 1 visits today)