1922. Процесс правых эсеров в Москве
Судебный процесс социалистов — революционеров проходил в Москве с 8 июня по 7 августа 1922 г Дело рассматривалось в Верховном Революционном Трибунале ВЦИК. Заседания проходили на Большой Дмитровке, в Колонном зале Дома Союзов.
На процесс, впервые в мировой практике было выведено две группы подсудимых (со своими отдельными защитниками). 1-я группа, «нераскаявшихся» эсеров, состояла из 22-х человек, твердо отстаивавших перед трибуналом свою правоту. Их защищали на процессе представители двух реформистских Интернационалов Э.Вандервельде, Т.Либкнехт, К.Розенфельд, известные дореволюционные адвокаты Н.В.Муравьев, А.С.Тагер, правозаступники Жданов, Патушинский, Карякин и др.
2-я группа, включала в себя 10 обвиняемых, из бывших эсеров, часть из которых к 1922 г. уже стали коммунистами и должны были сыграть свою роль в «разоблачении» «преступлений» ПСР. В эту группу входили в основном бывшие эсеровские боевики, возглавляемые Г.Семеновым. Их защищали А.А.Биценко, Н.И.Бухарин, С.Б.Членов, Р.П. Катанян, П.Шубин, представители Коминтерна: Ф.Я.Кон, Ж.Садуль, А.Грамши и др.
Председательствовал в Трибунале Г.Л.Пятаков, обвиняли подсудимых Н.В.Крыленко, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский, представители Коминтерна: Муна, Боканьи, К.Цеткин.
По приговору Верхтриба ВЦИК 7 августа 1922 г. к высшей мере наказания были приговорены 12 подсудимых 1-й группы: В.В.Агапов, А.И.Альтовский, М.Я.Гендельман, Л.Я.Герштейн, А.Р.Гоц, Д.Д.Донской, Н.Н.Иванов, Е.А.Иванова-Иранова, М.А.Лихач, С.В.Морозов, Е.М.Ратнер, Е.М.Тимофеев (исполнение приговора было отложено Президиумом ВЦИК и превратило «смертников» в заложников на случай активной, прежде всего террористической, деятельности эсеров). 13-м смертником процесса, которому приговор был вынесен почти год спустя после его завершения стал член ЦК ПСР в 1917-1918 гг. В.Н.Рихтер, ушедший в марте 1922 г. в подполье и в качестве членом ЦБ ПСР, заменившего ЦК, был арестован в Киеве в сентябре 1922 г. на партийной конференции.
4 июля 1923 г. Судебная коллегия Верховного суда РСФСР (В.Н. Рихтер заявил о своем отказе являться суд, письменно потребовав «слушать дело без него») постановила считать доказанными «преступные деяния» В.Н. Рихтера, заключавшиеся в участии в «организации, ставящей себе целью свержение Советской Власти, путем вооруженных выступлений и вторжения на территорию вооруженных отрядов и банд, а равно […] в ряде попыток захвата власти в центре и на местах, насильственного расторжения договоров, заключенных Р.С.Ф.С.Р. и отторжения от Республики некоторых частей ее», т.е. эсеровской партии, а также в руководстве боевой группой и организации «покушения на товарища Ленина в 1918 году», и приговорил его к высшей мере наказания — расстрелу. Впрочем, как и двенадцати его товарищам, приговоренных к высшей мере наказания и переведенным фактически в разряд заложников, В.Н. Рихтеру смертная казнь решением Президиума ВЦИК от 18 сентября 1923 г. была заменена «десятью годами лишения свободы с зачетом предварительного заключения, со строгой изоляцией и поражением прав на пять лет».
Остальные обвиняемые из 1-й группы получили различные сроки заключения: Н.И.Артемьев, М.А.Веденяпин, А.В.Либеров, Д.Ф.Раков, Ф.Ф.Федорович — по 10 лет строгой изоляции, Е.С.Берг, М.И.Львов (наст. имя — П.С.Галанов), В.Л.Утгоф — по 5 лет строгой изоляции, Г.Л.Горьков — 3 года строгой изоляции, П.В.Злобин — 2 года строгой изоляции. Подсудимые-ренегаты 2-й группы: Ю.В.Морачевский и Г.М.Ратнер были оправданы, Г.И.Семенов, В.И.Игнатьев и Л.В.Коноплева были приговорены к высшей мере наказания, а остальные — к различным срокам наказания (И.С.Дашевский — 3 года, П.Т.Ефимов — 10 лет, Ф.В.Зубков, К.А.Усов, Ф.Ф.Федоров-Козлов — 5 лет, П.Н.Пелевин — 3 года, Ф.Е.Ставская — 2 года). Впрочем, по ходатайству Верхтриба все они были помилованы Президиумом ВЦИК и освобождены от наказания.
Группа сотрудников ГПУ, задействованных в процессе эсеров.
Группа сотрудников ГПУ, задействованных в процессе эсеров.
Прибытие машины с подсудимыми эсерами к входу здание Дома Союзов на Большой Дмитровке. Авто сопровождает конный эскорт.
Выход подсудимых из автозака.
Выход подсудимых из автозака.
Проверка пропусков при входе в зал суда.
Подсудимые 1-й группы ( «нераскаявшиеся» ) и их адвокаты
Выступление подсудимого 2.
Выступление подсудимого 1
Подсудимые 1-й группы – «нераскаявшиеся», и боец ОСНАЗА ГПУ.
Выступление свидетеля Сергея Николаевича Пашутинского, бывшего члена ПСР.
Выступление подсудимого 4.
Выступление подсудимого 1.
Подсудимые 1-й группы беседуют с адвокатом. Слева стол защиты. Справа — конвой ОСНАЗА ГПУ.
Подсудимые 2-й группы — порвавшие с партией эсеров.
Верховный Революционный Трибунал ВЦИК. Секретарь читает обвинительное заключение.
Государственный обвинитель процесса эсеров, в будущем, нарком юстиции, Николай Васильевич Крыленко и защитник 2-й группы «раскаявшихся и порвавших с партией эсеров», Феликс Яковлевич Кон, польский революционер еврейского происхождения, член Польревкома.
Иностранные социалисты – защитники на процессе. По центру, слева — Курт Розенфельд (Rosenfeld, Kurt) (1877-1943) – немецкий левый социал-демократ, адвокат по профессии, и по центру, справа — Эмиль Вандервельде (Émile Vandervelde) (1866-1938) — бельгийский социалист, государственный деятель.
Вызов свидетеля
Выступление свидетеля обвинения, бывшего управляющего делами Самарского Комуча Якова Соломоновича Дворжеца. На момент суда Я. Дворжец служил в Московском политуправлении РККА.
Выступление подсудимого 3.
Алоис Муна (чеш. Alois Můňa, 1886-1943) – чешский коммунист, деятель Коминтерна, один из обвинителей на процессе эсеров.
Выступает Анатолий Васильевич Луначарский — народный комиссар просвещения РСФСР, один из государственных обвинителей на процессе эсеров.
Группа «руководящих» сотрудников ГПУ на процессе эсеров.
Источник: https://humus.livejournal.com/6025096.html