Жилищное строительство в Москве 1963 года
Факторы, под влиянием которых развивалось жилищное строительство в Москве, во второй половине 50-х годов, продолжали воздействовать на него и в следующем десятилетии. По-прежнему острота потребности в жилье подчиняла проектирование задаче — строить как можно больше и, значит, как можно дешевле, соблюдая самую строгую экономию. Экономические критерии определили выбор типовых проектов «первого поколения» и их основные характеристики. По ним массовое строительство велось и в начале 60-х годов.
Жилая площадь квартир в домах, создававшихся по этим проектам, составляла в среднем 28—29 кв. м. Их называли малометражными. Характерной особенностью этих квартир было сообщение кухни, минимальной по площади, с передней через уширение общей комнаты — фактически через открытый в комнату коридор, условно причисляемый к жилой площади. Обычными были проходные комнаты, передняя шириной 120 см, совмещенный санузел, часто с ванной, укороченной до 120 см. Кладовые и встроенные шкафы обычно отсутствовали. Дома были пятиэтажными, без лифтов и мусоропроводов.
Петр Бронников, руководитель группы разработчиков массового жилищного строительства из государственного проектного института.
Однако строительная промышленность Москвы набирала силу, совершенствовалась. Получив более мощные и крупные башенные краны, она могла уже обеспечить создание сборных домов более крупных, чем пятиэтажные. Налаживалось и производство оборудования для многоэтажных домов, в том числе лифтов. Совершенствование производственного процесса позволяло увеличить число и сложность типов выпускаемых изделий.
Все это подготовило появление и использование начиная с 1963 г. типовых проектов со значительно улучшенной планировкой жилищ. Кухни получили прямую связь со входом в квартиру, был увеличен минимальный размер передней, ванные отделены от санузлов, подсобные площади квартиры увеличены, что позволяло создавать встроенные шкафы, кладовые и т. п. Вместе с тем совершался переход от пятиэтажных домов, преобладающих в застройке, к девятиэтажным, оборудованным лифтами и мусоропроводами. Расширился ассортимент квартир.
В сочетании с протяженными домами, корпуса которых образованы из нескольких секций, стали использоваться вертикальные объемы односекционных «точечных» домов более высокой этажности, что открыло возможность контрастных сочетаний в системе застройки. Более высокая плотность, к которой стали переходить, обеспечила не только эффективное использование территории, во многом компенсировавшее рост затрат на строительство более совершенных домов в сравнении с «пятиэтажками» первого поколения, но и новые возможности организации обжитого, уютного пространства.
Н. Фомин, градостроитель у макета нового городского района.
Постепенное развитие и совершенствование определили характер массового жилищного строительства 60-х годов. В то же время происходил и другой процесс, принесший результаты уже в следующем десятилетии. Продумывались, вынашивались идеи принципиально новой организации индустриального домостроения, снимавшие саму проблему вынужденной монотонности застройки, ее негибкость, исключавшую полноценное использование каждого участка. Принцип «открытой системы» стандартизации, осуществляемый в Едином каталоге унифицированных строительных изделий, давал в перспективе возможность перейти на индивидуальное проектирование зданий, сохранив все преимущества массового производства стандартных элементов. Эти поиски дали первые ощутимые результаты лишь в следующем десятилетии.
Дряхлый бревенчатый дом на проспекте Мира в окружении новых жилых домов.
В начале 60-х годов создан экспериментальный 10-й квартал в Новых Черемушках (1961—1965, архитекторы Н. Остерман, С. Лященко, Г. Павлов и другие). В отличие от первых экспериментальных кварталов Черемушек система этого квартала обогащена разнообразием типов жилых домов, среди которых уже появились 9- и 16-этажные, образующие резкий контраст с распластанными объемами общественных сооружений и пятиэтажными домами. В этом квартале построена и группа жилых домов из крупных объемных элементов, заключавших в себе одну или две комнаты с полной внутренней отделкой. Дом из блоков на две комнаты, имевших длину 10 м, равную глубине корпуса, монтировался на месте за пять дней (руководитель проекта архитектор Н. Остерман). Этот тип сборного строительства получил затем успешное развитие во многих городах страны, но в Москве широкого распространения не имел.
Этапы строительства.
Вместе с расширением пределов Москвы в 1960 г. город получил большие новые территории на своей периферии. Строительство здесь осуществлялось крупными массивами по типовым проектам. Основной единицей членения жилой территории стал крупный микрорайон площадью 40—60 га. Ограниченные транспортными магистралями, микрорайоны кроме жилых домов получали и постройки системы культурно-бытового обслуживания.
Одним из крупных и характерных массивов жилищного строительства 60-х годов стал район Химки — Ховрино, одной стороной прилегающий к восточному берегу Химкинского водохранилища и парку у Северного речного вокзала, а другой выходящий к линии Октябрьской железной дороги. С южной стороны территория его ограничена линией Окружной железной дороги, с северной выходит к МКАД. Сейчас здесь живет более четверти миллиона москвичей. Застройка велась еще и в предвоенные годы, многое завершалось в последующем десятилетии, но планировочная структура сформировалась в 60-е годы, к этому времени относится и большая часть жилищного фонда. Проектированием руководил до конца 50-х годов архитектор К. Алабян, затем — Н. Селиванов, а с 1965 г.— архитектор А. Меерсон.
Массив расчленен на крупные микрорайоны, при всех различиях застройки и планировочной организации подчиненные одной и той же структурной схеме. Территорию всех их объединяют озелененные внутренние пространства, имеющие вид бульвара, сада или цепочки скверов. В этих микрорайонах впервые в Москве стала широко использоваться смешанная застройка домами различных типов и этажности. Контраст невысоких протяженных объемов и высоких вертикалей односекционных домов-башен казался решением проблемы монотонности, пришедшей вместе с наплывом «пятиэтажек».
Первые опыты, осуществленные в середине 60-х годов, не были удачны. Сочетание протяженного и высокого объемов стало шаблонным, бесконечно повторяемым приемом. Равномерное насыщение территории высокими зданиями лишало их роли акцентов, ориентиров. Монотонность возникала вновь, но уже более назойливая и утомительная. Характерен в этом отношении 19-й квартал Химки — Ховрина в северо-восточной части массива. Здесь вокруг 12-этажных крупногабаритных домов-башен довольно эффектно собраны группы пятиэтажных крупнопанельных домов. Но в общей панораме квартала высокие объемы повторяются часто и монотонно, как бы намечая второй уровень застройки. Силуэт жилого комплекса в целом крайне невыразителен.
Только сегодня стали строить дома, не только удобные и функциональные, а и эстетически красивые и удачно вписывающиеся в окружающий ландшафт. Подробнее на сайте новостройки в Москве.
День переезда на новую квартиру.
День переезда на новую квартиру 1
Москвич Виктор Жаринов принимает ключ от новой квартире.
Жариновы, отец и дочь в волнении проходят в новую квартиру.
Необычно просторный шкаф в квартире проверен 3-х летним новым владельцем.
3-летний ребенок, играющий с куклой на подоконнике квартиры.
Елена Жаринова с дочерьми наслаждаются видом с балкона их новой квартиры.
Новоселье
Источник: https://humus.livejournal.com/2694707.html, http://www.arhplan.ru/history/modern/mass-housing-construction-60s