Освобождение Новороссийска
Замыслом Новороссийско-Таманской операции предусматривалось окончательное освобождение от противника всего Таманского полуострова. Новороссийск оценивался как ключ к обороне немецко-румынской 17-й армии на Таманском полуострове. С момента оккупации Новороссийска в августе 1942 года он оставался прифронтовым городом и будучи сам по себе труднодоступен для наступавших войск, дополнительно очень тщательно укреплялся противником.
На подступах к нему были созданы пять линий траншей и семь рядов проволочных заграждений, система дотов и дзотов, противотанковые и противопехотные минные поля. В черте города было построено более 500 оборонительных сооружений, установлено до 30 000 мин и фугасов. Подходы с моря прикрывались береговой артиллерией, миномётными и пулемётными точками. Вход в порт преграждали боно-сетевые и минные заграждения. В районе города занимали оборону 5 пехотных дивизий и несколько отдельных частей 17-й армии (командующий генерал инженерных войск Эрвин Йенеке) группы армий «А» (командующий генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст).
Советское командование Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. Е. Петров) и Черноморского флота (командующий вице-адмирал Л. А. Владимирский) учитывали мощь вражеской обороны и неудачную попытку овладеть городом в феврале 1943 года (см. «Малая земля»). Успех удара на каком-то одном направлении был маловероятен — конфигурация оборонительных рубежей позволяли противнику быстро маневрировать силами. Естественными исходными пунктами для атаки были плацдарм «Малая земля» и с юго-восточной окраины города (со стороны Туапсинского шоссе), именно там противник ожидал наступления и создал мощную оборону.
Поэтому было решено атаковать Новороссийск с трёх сторон: с Малой земли, от Туапсинского шоссе, и третий удар — с моря высадить десант непосредственно в Новороссийский порт, в середине между предыдущими ударами. В случае успеха десанта и захвата порта, под угрозу ставились тылы вражеских войск, оборонявшихся как против Малой земли, так и на Туапсинском направлении. Руководство десантной операцией ввиду её особой важности возлагалось непосредственно на командующего флотом вице-адмирала Л. А. Владимирского, командир высадки — командир Новороссийской военно-морской базы (временно базировалась в Геленджике) контр-адмирал Г. Н. Холостяков. Подготовку к операции лично контролировал народный комиссар ВМФ Н. Г. Кузнецов. Кораблям с десантом предстояло прорываться через узкий проход в порт между молами в глубоко вдающуюся в сушу Цемесскую бухту, западный берег которой был занят противником (там находилось до 40 артиллерийских и миномётных батарей, изначально подготовленных для обстрела бухты).
Морские пехотинцы из отряда майора Куникова перед высадкой на Малую землю.
В ночь на 10 сентября корабли десанта вышли из Геленджика. В 2:44 10 сентября началась артиллерийская подготовка и авиационные удары по вражеской обороне. В 2:45 катера группы прорыва атаковали торпедами огневые точки противника на молах (выпущено 24 торпеды, на моле и берегу уничтожено 19 дотов и дзотов, ещё до 10 получили повреждения) и боно-сетевые заграждения у входа в бухту, они же высадили на молы штурмовые группы. Путь в бухту по узкому и простреливаемому проходу был открыт. Торпедные катера группы атаки берега атаковали торпедами огневые точки на побережье бухты. В 2:56 в порт ворвались торпедные катера группы атаки порта и атаковали торпедами причалы и места высадки. С 3 часов в порт стали врываться торпедные и сторожевые катера, мотоботы и мотобаркасы с частями первого эшелона десанта, высадка которого производилась до 5 часов утра.
Все эти действия производились под сильнейшим артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём врага. Катера маневрировали среди сплошных столбов воды от разрывов снарядов, в небе одновременно находились сотни осветительных немецких ракет. Многие корабли получили попадания. Поняв, что началась десантная операция в порт, противник стал спешно стягивать к нему силы, усилил артиллерию, а с рассветом начала активно действовать его авиация. Немцам удалось сорвать высадку второго эшелона десанта (из него удалось высадить только 370 человек). Тем не менее, были созданы два плацдарма: в порту (высажено свыше 800 человек из 393-го батальона морской пехоты) и в северо-восточной части бухты у цементного завода «Красный Октябрь» (1247 бойцов из 1339-го стрелкового полка), закрепившись на котором десантники отражали непрерывные атаки врага.
Ещё несколько групп десантников из 255-й бригады морской пехоты были высажены в южной части порта, но поскольку ввиду разобщенности сил им грозило полное уничтожение, они с боем прорвались на позиции советских войск на Малой земле. Бои на плацдармах шли непрерывно, отличались крайним ожесточением, изобилуя рукопашными схватками. Личный состав проявлял массовый героизм. В этот день артиллерия противника потопила 8 советских катеров и 5 десантных ботов.
Несмотря на частичный срыв врагом первоначального плана операции (вместо единого плацдарма было создано два небольших и разобщённых), советское командование решило наращивать усилия в десантной операции. Такое решение было вызвано тем, что противник чрезвычайно болезненно отреагировал на неё, бросив в бой значительное число резервов и даже снимая войска с других участков фронта. В ночь на 11 сентября началась высадка второго эшелона десанта, несмотря на сильнейший огонь противника (потоплены 7 катеров). В ночном бою был полностью отбит у врага цементный завод «Пролетарий» — сильнейший узел обороны на побережье. Также десантникам удалось значительно продвинуться от цементного завода «Красный Октябрь» к поселку Мефодиевский. Десантные части ворвались непосредственно в город и завязали уличные бои. Советская авиация завоевала господство в воздухе и активно поддерживала действия наземных войск.
Советские солдаты в освобожденном Новороссийске, 11 сентября 1943 года.
В ночь на 16 сентября войска западной группы 18-й армии перешли в наступление с Малой земли, прорвали оборону противника в районе Станички и также ворвались в город. Поскольку все части врага были втянуты в жестокие сражения на улицах города и понесли к тому времени огромные потери, противодействовать этому удару противник не смог. Немецкое командование отдало приказ об оставлении Новороссийска. К 10 часам утра 16 сентября город Новороссийск был полностью освобожден.
Советский тральщик «Искатель» обеспечивает высадку десанта при Новороссийско-Таманской операции.
Немецкие десантные баржи в районе Кубанского плацдарма.
Немецкие солдаты в уличном бою в Новороссийске.
Импровизированный причал к советской канонерской лодке «Красная Грузия», потопленной у поселка Мысхако.
Моряки советского эсминца «Железняков» наблюдают за боями в Новороссийске.
Санинструктор Брюкова оказывает помощь красноармейцу, раненому во время боя за Новороссийск.
Советские малые охотники с десантом на борту следуют к месту высадки у Новороссийска.
Катер Черноморского флота СКА-0141, получивший повреждения в ходе Новороссийской десантной операции.
Советский офицер-наблюдатель с биноклем на боевом посту в Новороссийске.
Советские торпедные катера Черноморского флота с десантом на борту выходят из базы.
Бойцы 318-й гвардейской Новороссийской стрелковой дивизии уничтожают немцев, засевших в разрушенных домах в Новороссийске.
Советская канонерская лодка «Красная Грузия», потопленная у поселка Мысхако.
Советский легкий танк M3 «Стюарт» американского производства из состава 563-го отдельного танкового батальона, застрявший на отливе и брошенный во время высадки десанта в районе Станичка — Южная Озерейка.
Бойцы 393-го батальона морской пехоты в бою у поселка Станичка в районе Новороссийска.
Портрет Героя Советского Союза командира отряда специального назначения Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота майора Цезаря Львовича Куникова (1909—1943) в дни боев на «малой земле» под Новороссийском.
Части советской 18-й армии в бою на набережной Новороссийска.
Майор румынской армии на совещании с офицером связи вермахта в Новороссийске.
Командир дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота капитан-лейтенант Н.И. Сипягин.
Санинструктор 393-го отдельного батальона морской пехоты Н.С. Лихацкая в освобожденном Новороссийске.
Командир взвода автоматчиков 255-й бригады морской пехоты младший лейтенант Павел Бибо.
Морские пехотинцы с ПТР в боях у Новороссийска.
Краснофлотцы водружают Военно-морской флаг в освобожденном Новороссийске.
Советские бойцы ведут огонь из оконного проема в доме на окраине Новороссийска.
Краснофлотцы возле немецкого объявления в освобожденном Новороссийске. Надпись на русском и немецком языках (с явными ошибками): «Каждый штацкий, находящихся на територии города, будет расстрелян!».
Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова.
Десантники-черноморцы преодолевают проволочное заграждение во время боев за Новороссийск.
Летчицы 46-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в минуты отдыха у землянки в Геленджике.
Митинг в честь освобождения города Таганрог.
Советская пехота при поддержке танков Т-34 атакует противника во время Новороссийско-Таманской наступательной операции.
Начальник политотдела 18-й армии полковник Л.И. Брежнев с инспекцией на «Малой земле».
Военфельдшер С.Н. Бовуненко перевязывает голову раненому красноармейцу, во время боем на «малой земле» в районе Новороссийска.
Источник: http://waralbum.ru/category/war/east/novorossiysk_1943/