Сталинградская битва: битва за Сталинград
К 23 августа 1942 из 400 тысяч жителей Сталинграда было эвакуировано около 100 тысяч. 24 августа Городской комитет обороны Сталинграда принял запоздалое постановление об эвакуации женщин, детей и раненых на левый берег Волги. Все граждане, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и других фортификационных сооружений.
23 августа силы 4-го воздушного флота люфтваффе произвели самую долгую и разрушительную бомбардировку города. Немецкая авиация разрушила город, убила более 90 тысяч человек, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ситуация усугубилась тем, что после фугасных бомб германские бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы. Образовался огромный огненный вихрь, который дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Пожар перекинулся на остальные районы Сталинграда, так как большинство зданий в городе были построены из дерева или имели деревянные элементы. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 °С. Подобное потом повторится в Гамбурге, Дрездене и Токио[.
В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка 6-й немецкой армии прорвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда, в районе посёлков Латошинка, Акатовка, Рынок.
В северной части города, в районе посёлка Гумрак, немецкий 14-й танковый корпус встретил сопротивление советских зенитных батарей 1077-го полка подполковника В. С. Германа, в расчёты орудий которых входили и девушки. Бой продолжался до самого вечера 23 августа. К вечеру 23 августа 1942 года немецкие танки появились в районе тракторного завода, в 1—1,5 км от заводских цехов, и начали его обстрел. На этом этапе советская оборона опиралась в значительной степени на 10-ю стрелковую дивизию НКВД и народное ополчение, набранное из рабочих, пожарных, милиционеров. На тракторном заводе продолжали строиться танки, которые укомплектовывались экипажами, состоявшими из работников завода и сразу же отправлялись с конвейеров в бой.
А. С. Чуянов рассказывал членам съёмочной группы документального фильма «Страницы Сталинградской битвы» о том, что когда противник вышел к Мокрой Мечётке до организации линии обороны Сталинграда — его отпугнули советские танки, которые выехали из ворот тракторного завода, а в них сидели только водители этого завода без боекомлекта и экипажа. Танковая бригада имени Сталинградского пролетариата 23 августа выдвинулась на рубеж обороны севернее тракторного завода в район реки Сухая Мечётка. Примерно в течение недели ополченцы активно участвовали в оборонительных боях на севере Сталинграда. Потом постепенно они стали сменяться кадровыми частями.
К 1 сентября 1942 года советское командование могло обеспечить свои войска в Сталинграде только рискованными переправами через Волгу. Посреди развалин уже разрушенного города советская 62-я армия соорудила оборонительные позиции с расположенными огневыми точками в зданиях и на заводах. Снайперы и штурм-группы как могли задерживали противника. Немцы, продвигаясь вглубь Сталинграда, несли тяжёлые потери. Советские подкрепления переправлялись через Волгу с восточного берега под постоянными бомбардировками и артиллерийским обстрелом.
С 13 по 26 сентября части вермахта потеснили войска 62-й армии и ворвались в центр города, а на стыке 62-й и 64-й армий прорвались к Волге. Река полностью простреливалась немецкими войсками. Охота шла за каждым судном и даже лодкой. Несмотря на это, в ходе битвы за город с левого берега на правый было перевезено свыше 82 тысяч солдат и офицеров, большое количество боевой техники, продовольствия и других военных грузов, а на левый берег было эвакуировано около 52 тысяч раненых и гражданского населения.
Борьба за плацдармы у Волги, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась более двух месяцев. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя. Спецификой боёв на предприятиях было ограниченное применение огнестрельного оружия из-за опасности рикошетирования: бои шли при помощи колющих, режущих и дробящих предметов, а также врукопашную.
Борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Даже отдельные здания попали на карты и получили названия: Дом Павлова, Мельница, Универмаг, тюрьма, Дом Заболотного, Молочный Дом, Дом Специалистов, Г-образный дом и другие. Красная Армия постоянно проводила контратаки, стараясь отбить ранее утраченные позиции. По несколько раз переходили из рук в руки Мамаев Курган, железнодорожный вокзал. Штурмовые группы обеих сторон старались использовать любые проходы к противнику — канализацию, подвалы, подкопы.
Утром 14 октября 6-я немецкая армия начала решающее наступление на советские плацдармы у Волги. Её поддерживали более тысячи самолётов 4-го воздушного флота люфтваффе. Концентрация немецких войск была беспрецедентной — на фронте всего около 4 км на тракторный завод и завод «Баррикады» наступали три пехотные и две танковые дивизии. Советские части упорно оборонялись, поддерживаемые артиллерийским огнём с восточного берега Волги и с кораблей Волжской военной флотилии. Однако артиллерия на левом берегу Волги стала испытывать нехватку боеприпасов в связи с подготовкой советского контрнаступления. 9 ноября начались холода, температура воздуха упала до минус 18 градусов.
Переправы через Волгу стали крайне затруднительными из-за плывущих по реке льдин, войска 62-й армии испытывали острый недостаток боеприпасов и продовольствия. К концу дня 11 ноября немецким войскам удалось захватить южную часть завода «Баррикады» и на участке шириной в 500 м прорваться к Волге, 62-я армия теперь удерживала три изолированных друг от друга небольших плацдарма (наименьшим из которых был остров Людникова). Дивизии 62-й армии после понесённых потерь насчитывали всего по 500—700 человек. Но немецкие дивизии также понесли огромные потери, во многих частях в боях погибли более 40 % личного состава.
Красное знамя на Мамаевом кургане в Сталинграде.
Военнослужащие 3-й батареи 25-го зенитного полка вермахта в захваченном Ворошиловском районе Сталинграда.
Советские офицеры ведут наблюдение за противником из укрытия, сооруженного из плотного снега, под Сталинградом.
Бойцы 13-й гвардейской дивизии продвигаются по ходу сообщения в Сталинграде.
Советский снайпер на позиции под Сталинградом.
Вручение гвардейского знамени 77-й гвардейской стрелковой дивизии в селе Самофаловка.
Солдаты 94-й пехотной дивизии вермахта на трофейном советском паровозе направляются в Сталинград.
Советские артиллеристы ведут огонь по противнику из 76-мм пушки Ф-22-УСВ в большой излучине Дона.
Командир 50-й отдельной разведывательной эскадрильи А.С. Ахматов в кабине самолета Пе-2.
Артиллеристы — гвардейцы осматривают захваченные немецкие минометы «Небелверфер» 41 на Сталинградском фронте.
Советские солдаты в бою за дом в Сталинграде.
Бойцы капитана А.Куракина перед штурмом вражеских огневых точек под Сталинградом.
Советские бронебойщики Н. Серегин и А. Бакаев в ожидании немецких танков под Сталинградом.
Немцы рядом с подбитым советским танком Т-60 под Сталинградом.
Летчики 586-го истребительного авиаполка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова возле истребителя Як-1.
Замерзшие тела итальянских солдат у разбитой колонны артиллерийских тягачей FIAT SPA TL37 на дороге под Сталинградом.
Захваченные в районе Сталинграда немецкие реактивные минометы «Небельверфер».
Генерал-полковник Ф. Паулюс разговаривает с подчиненным под Сталинградом.
Командующий Донским фронтом К.К. Рокоссовский на наблюдательном пункте в районе Мариновки.
Советские бойцы передвигаются в зимней степи под Сталинградом.
Добровольные помощники вермахта на немецком аэродроме Морозовская под Сталинградом.
Платформа с немецкими танками, захваченными на станции Кантемировка Воронежской области.
Колонна немецких военнопленных на улице разрушенной деревни под Сталинградом.
Немецкая зенитная батарея, захваченная бойцами советской 21-й армии под Сталинградом.
Отстойник подбитых и разукомплектованных немецких танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV на окраине Сталинграда.
Красноармейцы прощаются с пулеметчиком Стародубцевым, погибшим в боях за Сталинград.
Красноармейцы пьют чай у самовара в Сталинграде.
Советский танковый десант спешивается с танка КВ-1 под Сталинградом.
Солдаты немецкой 6-ой армии на позиции севернее Сталинграда.
Офицеры 4-го дивизиона немецкого 140-го самоходного артиллерийского полка в Чернышевской.
Заседание военного совета Сталинградского фронта.
Портрет старшего батальонного комиссара 38-ой стрелковой дивизии П.С. Молчанова.
Немецкие коммунисты В. Ульбрихт и Э. Вайнерт у громкоговорящей установки.
Пленные немецкие солдаты под Сталинградом.
Колонна румынских военнопленных движется мимо грузовика с красноармейцами под Сталинградом.
Пленный генерал-фельдмаршал Паулюс с советскими офицерами под Сталинградом.
Погибшие советские военнопленные в лагере в селе Большая Россошка под Сталинградом.
Погибший член экипажа немецкого бомбардировщика He.111, сбитого на Сталинградском фронте.
Советский боец целится из пистолета-пулемета ППШ-41 в Сталинграде.
Красноармейцы общаются с жителями освобожденной деревни под Сталинградом.
Немецкий минометный расчет ведет огонь по советским войскам среди руин завода «Красный Октябрь» в Сталинграде.
Красноармеец осматривает немецкую САУ Pz.Sfl.IVa «Толстый Макс», захваченную под Сталинградом.
Советские солдаты у танка Т-26 на окраине освобожденной станицы под Сталинградом.
Автоматчики отряда старшего лейтенанта В. Кочкурова блокируют немецкие войска в деревне под Сталинградом.
Бойцы и командиры 62-й армии на митинге и праздновании победоносного завершения Сталинградской битвы.
Советские саперы у мотков с колючей проволокой на берегу Волги.
Немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87 в полете в районе Сталинграда.
Генерал-майор С.С. Гурьев произносит речь перед бойцами по случаю вручения гвардейского знамени в Сталинграде.
Советские бойцы в маскхалатах продвигаются в развалинах Сталинграда.
Командир немецкого 244-го дивизиона штурмовых орудий награждает отличившихся в боях за Сталинград.
Разбитая советская 45-мм противотанковая пушка на улице Ленина в Сталинграде.
Советские танки Т-60 производства завода № 37 в населенном пункте под Сталинградом.
Тела немецких солдат у разбитых железнодорожных вагонов под Сталинградом.
Тела солдат вермахта у разбитых немецких танков под Сталинградом.
Убитый немецкий солдат у указателя под Сталинградом.
Истребитель Як-7б с дарственной надписью «к-з Политотделец защитникам Сталинграда».
Источник: http://waralbum.ru/category/war/east/stalingrad/stalingrad_2/