История строительства новосибирского театра оперы и балета 1932-1945 г
Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета является самым большим театральным зданием в России. Он был открыт 12 мая 1945 премьерой «Ивана Сусанина» Глинки. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, где помимо театральных действий должны были происходить праздничные торжества, демонстрации и представления. Строительство было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект, который получил Золотую медаль Всемирной архитектурной выставки в Париже в 1937 году.
В июле 1928 года при Сибкрайисполкоме был создан Комитет содействия строительству «Большого театра Сибири» («Комсод», который возглавили зампред крайисполкома И. Г. Зайцев и председатель театральной комиссии, один из основателей Сибгосоперы В. Д. Вегман. Комсод разрабатывал программу строительства, считая, что театр — «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма», комитет заявлял, что «современный театр является буржуазным наследием со всеми признаками буржуазного характера, является театром интимного характера, со свойственным для него делением мест по удобству: ложи, партер, балкон, галереи. < …> Современный театр не годен для массовых постановок и не рассчитан на массового зрителя».
Вначале речь шла о строительстве отдельного здания для оперного и драматического театров и будущей сибирской консерватории, но позже было принято решение строить большой культурный центр сибирского масштаба под названием Дом науки и культуры (ДНиК). По программе он должен был состоять из нескольких зданий, объединённых единством архитектурного замысла. В этот комплекс входили: театр вместимостью 2100 человек, он же место работы краевых съездов и конференций, научно‑исследовательский институт с лабораториями и конференц‑залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами, картинная галерея. Затем в программу добавились центральная библиотека на 400 тыс. томов, радиоцентр, радиостудия, конференц‑зал на 400 человек. Объём здания должен был достигать 150000 м3.
Проектирование поручили известному московскому архитектору А. З. Гринбергу, члену АСНОВА, он, в свою очередь, пригласил участвовать в проекте театрального архитектора Т. Я. Бардта и главного художника Большого театра М. И. Курилко. Ими была разработана и запатентована оригинальная система сценографии и форм сценических действий ТЕОМАСС. В соответствии с этой системой «панорамно-планетарного театра», легшей в основу архитектурного формообразования ДНиК, зрительный зал был устроен в виде амфитетара на 2600 мест, под трибунами которого был устроен тоннель, в котором на подвижных фурках могли передвигаться декорации. Аналогичное кольцо фурок (меньшего диаметра) было устроено за сценой вокруг склада декораций. Кольца пересекались на сцене и врезались в поворотный круг.
Декорации сцены предполагалось также быстро убирать в развитые боковые кулисы. По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк. Партер на 600 мест при необходимости мог быть перемещен на сцену, а на его месте возникала подъёмно-опускная арена, трансформируемая для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. Кроме того, предполагалось, что через зрительный зал будут проходить праздничные демонстрации. На поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы, для чего инженером Минервиным был спроектирован специальный проектор. В проектировании фасадов здания принимал участие архитектор В. С. Масленников.
Такая архитектурная концепция следовала принципам «Театрального Октября», сформулированным Мейерхольдом.
Внешний облик театра был характерен для модернистской архитектуры конца 1920‑х гг.: отсутствие декоративных элементов, чистота и строгость форм, обнаженная и ясная строгость конструкций, ленточные остекление и балконы, легкие козырьки над входом, гладкий купол. Уникальна его конструкция, спроектированная инженером Б. Ф. Матэри под руководством проф. П. Л. Пастернака. Купол свободно лежит на круговой рандбалке, связывающей внутренние стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих купол; на протяжении 30 метров в него врезается сценическая коробка. Диаметр купола около 60 метров, толщина — 8 сантиметров. Это был самый крупный купол подобного типа в мире. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250).
15 мая 1931 года Наркомпрос утвердил строительство театра заявочной стоимостью 5-6 млн рублей.
28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект.
22 мая 1931 г. состоялась торжественная закладка «первого цеха» ДНиК на Красной площади (бывшей Ярмарочной или «Базарной»).
Митинг по случаю закладки ДНК.
На митинге выступил председатель «комсода» (комитет содействия) И. Г. Зайцев. На сцене можно заметить макет будущего здания ДНиК.
23 мая 1932. Шаблон для башмака сценической коробки.
Стройплощадка размером в 10 га была затесненной. Она начиналась на красной линии Красного проспекта (восточная сторона) от улицы Семипалатинской до ул.Бийской, была обнесена забором.
Кладка стен вестибюля.
Копка фундамента под портал.
Вид в сторону площади.
Башмак кулуаров
Нивелировка башмаков кулуаров.
Вороба
Проверка башмаков кулуаров воробой.
Башмаки кулуаров.
Вид с вестибюля.
На 1 июля на стройке был лишь план общей разбивки и часть чертежей фундаментов и железобетонных конструкций. Бетонные работы велись ударными темпами.
13 июня 1932 года. Бетонировка 1 этажа кулуаров, навес полукольцо.
Подноска арматуры на 1 этаж кулуаров.
Копка котлованов под фундамент левого кармана.
Установка опалубки на 1 этаже кулуар.
5 августа 1932 года. Кулуары.
Кулуары и перекрытие подвала левого кармана.
Внутренний вид кулуаров.
1 сентября 1932. Вид с южной стороны.
20 октября 1932 года. Рамы кольцевого фойе.
26 января 1933 года.
26 января 1933 года.
Леса сценической коробки — вид сзади.
15 апреля 1933 года. Вестибюль и кулуары.
Посреди зала возвели 37‑метровую собранную из бревен вышку – это позволяло не загромождать лесами зал и параллельно с бетонированием вести в нем работы.
28 апреля 1933 года. Башня для опоры ферм опалубки купола.
Серьезной задачей для строителей было возведение купола театра. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250). Производить бетонирование купола необходимо было так, чтобы параллельно вести работы по сооружению конструкций амфитеатра в зале.
Правый карман и сценическая коробка.
28 апреля 1933 года.
28 апреля 1933 года.
28 апреля 1933 года.
1 мая 1933 года. Вид со стороны Красного проспекта.
Трюм сцены.
6 июня 1933 года. Общий вид строительства.
27 июня 1933 года.
Арматура портальной арки.
Сценическая коробка и правый карман.
Механическая мастерская.
Фасад с восточной стороны.
Работа на электро-сварочном станке.
Ковш подъемника и бетономешалка.
Боковой фасад кулуаров с южной стороны.
Котельно-механический цех.
Сверление ферм сценической коробки электродрелью.
Нагрузка при испытании ферм купола.
Укладка пакетов чердачных ферм купола.
Правый карман.
Левый карман.
По предложению С.А.Полыгалина фермы, держащие опалубку купола, собирались на крыше построенного к тому времени вестибюля, затем надвигались на центральную вышку и перемещались по кольцу на место.
28 июля 1933 года. Временная установка ферм опалубки купола.
Первую ферму собирали 35 дней, последующие — уже 10 дней. Последнюю ферму при хорошем качестве работ сделали за сутки.
4 августа 1933 года.
Нижняя опора ферм опалубки купола.
Установка ферм на верхнее кольцо башни.
15 августа 1933 года. Рамы кулуара 4-го этажа.
Момент установки ферм на однорезку.
Вид сверху на склад декораций.
Вид на фермы купола сверху.
28 августа 1933 года. Общий вид установленных ферм купола.
Бетонировка 4 этажа вестибюля.
Раскрепление сегментных ферм опалубки купола.
Накатывание парных ферм.
Момент установки ферм купола на опорное кольцо.
30 августа 1933 года.
13 сентября 1933 года.
22 сентября 1933 года.
25 сентября 1933 года.
9 октября 1933 года. Торкретирование купола
В конце сентября началось бетонирование, которое велось новым для города методом – «торкретированием»: бетон подавался на оболочку компрессором и распылялся из специального пистолета.
Армировка купола.
3 сентября 1933 года.
11 сентября 1933 года.
Сценическая коробка и склад декораций.
Самая уникальная часть здания — конструкция купола диаметром 60 метров, высотой 35 м.
Вид с улицы Ленина.
Вестибюль с украшением к 16-ой годовщине Октября.
Несмотря на огромный дефицит строительных материалов и квалифицированной рабочей силы, к ноябрю 1933 года были возведены основные конструкции здания — зрительный зал, вестибюль, сценическая коробка. Сооружение в основных своих конструкциях поднялось над преимущественно одноэтажным тогда городом.
29 октября 1933 года. Вид со здания Горсовета (Мэрия)
Вид с самолета.
Планировалось, что к осени 34-го года закончится внутренняя отделка и ДНиК сможет принять делегатов съезда Советов Западной Сибири. Но в ходе строительства возникли проблемы со сложной акустикой и оптикой, и выяснилось, что стоимость здания и оборудования превышают 20 млн. рублей.
5 ноября 1933 года. Панорама с юго-западной стороны.
Представляло снятие опалубки: она должна была быть снята одновременно по всей поверхности купола; малейшее его искривление во время производства работ могло привести к разрушению хрупкой конструкции. Закончив бетонирование осенью 1933 года, распалубку отложили до весны 1934 года, когда была тщательно обследована поверхность купола. Трещин не обнаружили. Все 29 сегментных ферм, державших опалубку, опирались на деревянные ящики с песком и домкраты. По команде рабочие вытаскивали пробки, песок начинал высыпаться, опалубка равномерно оседала.
10 мая 1934 года опалубка была опущена на 1 мм, купол тщательно обследован. Затем опустили опалубку ещё на 3 мм, но отставания бетона от нее «обнаружено не было». На следующий день опалубка была опущена еще на 14 мм, и снизу между опалубкой и бетоном можно было просунуть тонкую полоску железа. В середине же и вверху опалубка не отставала.
12 мая опалубка была опущена еще на 18 мм, при этом она отстала от бетона по всей поверхности, и комиссия зафиксировала самостоятельную работу конструкции.
1 июля 1934 года. Вид с площади.
30 августа 1934 года. Разломка фундамента стойки рамы купола.
Утепление купола пенобетоном.
30 октября 1934 года.
В 1935 году начали искать каким образом уменьшить стоимость строительства.
Также, за время возведения изменились ориентиры в архитектуре, возобладали декоративное обогащение и классический стиль.
7 ноября 1934 года.
Колесо фурок.
Решили отказаться от планетарно-панорамного театра, построив обычный оперный театр с оформлением в классическом римском стиле. Проект сибирского Колизея был изменён во 2-й Московской архитектурной мастерской академика Щусева. Инженер Г.М.Данкман разработал конструкцию уменьшения объема зала, попутно удалялись почти все механизмы системы ТЕОМАСС.
1 мая 1935 года.
30 сентября 1935 года.
4 декабря 1935 года.
Проект новосибирского оперного театра в Париже получил Гран-При, что имело для строителей театра катастрофические последствия. Театр, засветившийся на таком уровне, велено было построить к 20-й годовщине Октября, то есть, к 1937 году. Справиться к революционному юбилею не удастся – это было очевидно.
1 января 1936 года.
Начальник строительства Болеслав Антонович Ержембович выступил на президиуме крайисполкома. В пылкой речи он обозначил состояние строительства как провальное – недостаток оборотных средств, дефицит стройматериалов, новая смета составлена наобум, рабочим не платят и они разбегаются…
Попытка сказать правду Ержембовичу не удалась. Гнев президиума был неукротим. Инженеры Ержембович и Полыгалин, прораб Потапов, конструктор Рубинчик были названы «врагами народа». Смена руководящего состава стала хаотичной, точное число «заменяемых» инженеров и прорабов до сих пор не ясно. Неясны и их судьбы после «замены». Одних спешно расстреляли, другие были сосланы.
Нереально запроектированное окончание строительства в конце 1937 года привело к тому, что смета не предусматривала отопление здания театра и зимнего производства работ в сезон 1937—1938 годов.
Правый карман.
Задний барабан.
Портик
1 мая 1936 года.
В 1936–37 гг. была возведена фигурная металлическая кровля над железобетонным куполом.
28 мая 1936 года. Вид со стороны ул. Орджоникидзе.
Купол изнутри.
На 1 января 1938 года убытки на строительстве составили 2365 тысяч рублей. Строительство не было завершено и в 1939 году, хотя полным ходом шли штукатурные работы по всем фасадам театра.
В итоге новым сроком пуска обозначили 1 августа 1941 года.
21 января 1938 года. Внешний вид кулуар и сценическую коробку.
Конструкция подвесного потолка зрительного зала.
Кольцевое фойе 2 этажа.
Кольцевое фойе 4 этажа.
5 марта 1938 года. Кольцевое фойе 2 этажа.
Кольцевое фойе 2-го этажа.
Главная лестница. 2-й этаж.
Буфет фойе 2 этажа.
3 октября 1939 года.
Глубина сцены 30 м, высота до колосников — 28 м, площадь планшета сцены 1065 кв.м. Внутри сценической коробки.
25 января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом (работы на сцене еще не были завершены) оркестр радиокомитета исполнил оперу Чайковского «Иоланта».
Строительство было почти доведено до конца, но помешала этому война. С первых же дней Великой Отечественной войны Новосибирский оперный театр принял в свои стены фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В.Л.Кубацкий. В то же самое время в здании театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и миномётов для фронта.
План размещения в здании эвакуированных экспонатов.
В начале лета 1942 года Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных объектов. Уже в ноябре (на недостроенной сцене театра) эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр исполнил Седьмую («Блокадную») симфонию Дмитрия Шостаковича.
Художник за разработкой картины для росписи зрительного зала.
В 1943 году были завершены все основные монтажные и отделочные работы.
В достройке театра активно помогали заводы Новосибирска. Они выделяли материалы и рабочую силу. Так, слесари-монтажники авиационного завода имени В. П. Чкалова монтировали механические устройства для театральных занавесей, строительный цех завода оснащал сцену.
5 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения, передав здание дирекции Новосибирского Государственного театра оперы и балета. Осталось незаконченным лишь левой крыло театра и отделка в некоторых помещениях, но это никак не мешало деятельности театрального коллектива.
14 мая 1944 года Комитет по делам искусств открыл в Новосибирске балетную и хоровую студии и организовал большой симфонический оркестр филармонии.
Зрительный зал. Деталь амфитеатра.
Театр в день открытия — 12 мая 1945 года.
Май 1945 года. Афиша открытия театра.
Портал сцены.
В 1946 году состоялась премьера первого балета «Корсар».
Левое крыло здания не было достроено, простояв в кирпичных стенах и без перекрытия еще до 1954 года.
Крыло здания было отдано под общежитие артистов и театральных работников.
Почтовая открытка с фотографиями театра оперы и балета.
Вид с улицы Ленина (Быв. Проспект Сталина).
С момента основания в театре прошло более 340 премьер и капитальных возобновлений оперных и балетных спектаклей.
В 1963 году театру было присвоено звание «Академический».
Источник: http://gelio.livejournal.com/167189.html