История Удмуртавтодора
«Удмуртавтодор» – старейшая дорожная компания Удмуртской Республики, основанная в ноябре 1926 года года. Именно тогда, приказом № 1 по Уральскому областному управлению местного транспорта, был образован вотский дорожно-строительный участок, со штатом из восьми рабочих, во главе с первым начальником Ивановым Петром Федоровичем.
В ведение участка перешел Сибирский тракт, проходящий по территории Вотской автономной области. День издания этого приказа и принято считать днем рожденья «Удмуртавтодора». Но год спустя дорожным делом по-прежнему занималось несколько отделов. До сих пор не было грамотного разграничения учета и ведения Вятских и Вотских дорог. Дорожные организации дублировали друг друга, не имея при этом единого плана работ, бюджет расходовался не эффективно.
По такому дорожному разгильдяйству ударили объединением дорожных органов в самостоятельный отдел «Вотомес» (1 ноября 1927 г.), вскоре переименованный в Удмуртское областное управление шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта – Облдортранс (30 января 1930 г.) Удмуртская дорога обрела хозяина.
Выемка к мосту у села Бемыж.
К середине 30-х годов треть дорог края были проезжими только в сухую погоду. К 1934 году протяженность улучшенных грунтовых дорог на территории Удмуртии составляла 1150 км. Началось строительство магистрали Горький-Ижевск (110 км ее пути шло по республике), сооружение крупных мостов.
Первый солидный 175 метровый мост соединил берега реки Вала в Вавожском районе. В 1935 был построен 253-метровый мост через Чепцу в Балезинском районе. В середине 30-х годов в области начали появляться машинно-дорожные станции для строительства. К этому же моменту на автогужевых участках государственного значения вводится понятие трех категорий дорог по интенсивности движения: 1 – имеющая от 40 до 120 км дорог с асфальтобетонным покрытием или брусчатой мостовой при движении свыше 1000 машин в день. 2 категория – от 40 до 120 км дорог с асфальтобетонным и клинкерно-мостовым покрытием и с движением порядка 400 машин в день. 3 категория – участки с более слабым движением. А 1937 год фактически стал годом рождения системы четкого планирования с последующей статистической отчетностью.
Гравийная дорога в Вавожском районе.
В 1940 году состоялось открытие дороги Ижевск-Балезино, протяженностью 137 км. В ноябре этого же года Совет Министров Удмуртской АССР утвердил проект Сарапульского тракта. Однако о воплощении этих грандиозных планов пришлось забыть. Началась Великая Отечественная война. К серьезному дефициту техники добавилась нехватка рабочих. Большинство трудоспособного населения ушло на фронт. Другие строили железную дорогу Ижевск-Балезино.
На тракте Ижевск-Горький.
В первое послевоенное десятилетие строительство новых дорог не велось. По окончании войны значительная часть дорог и мостов нуждалась в капитальном ремонте или перестройке. Реконструкция началась с трактов Ижевск-Якшур-Бодья, Игра-Ушур, Ижевск-Глазов и отдельных участков дорог Игра-Дебесы, Ижевск-Сарапул и Казань-Пермь. Разрушился первый крупный мост через реку Валу в Вавожском районе. На 1946 год общая протяженность дорог Удмуртии составляла 3816 км, в том числе 1198,9 км республиканского значения.
Перегон Ижевск-Бодья.
Гравийная дорога на границе Ижевского района.
Гравийная дорога Юкаменского района.
Граница Зуринского и Дебёсского районов.
Граница УАССР и Татарии.
Грахово-Кизнерская дорога краевого значения за селом Троицким.
Дорога у села Сям-Можга.
Медицинская бригада на дороге.
Мост через реку Ува.
Мост через реку Уня.
Мост через реку Уня.
Одна из первых современных дорог в Удмуртии.
Оказание медицинской помощи в Нылга-Жикъинском районе.
Осмотр нового моста.
Подготовка полотна под торцовку по селу Грахово.
Подъездной путь к мосту через реку Иж около Малой Пурги.
Постройка гравийной дороги.
Привычная картина на удмуртских дорогах.
Приёмка дорожных работ правительственной комиссией.
Распиловка торцовой шашки для участка Селычка-Якшур-Бодья.
Строящаяся дорога до деревни Кунжо.
Гравийная дорога у села Карсовай.
Грунтовая дорога по селу Грахово.
Торцовая мостовая в селе Грахово.
Торцовка на Селычинской дамбе Якшур-Бодьинского района.
Торцовка по селу Карсовай.
Трасса у деревни Кулябино.
Устройство дамбы.
Щебёночное шоссе в селе Нылга-Жикъя.
Торцовая мостовая в Грахово.
Торцовка по селу Карсовай.
Торцовка у села Юкаменское.
Тракт Ижевск — Голюшурма.
Тракт Ижевск-Горький у села Селычки Ижевского района.
Тракт Карсовай — Балезино.
Источник: http://humus.livejournal.com/3287325.html, http://xn—-8sbgfd8brbmgpdfc.xn--p1ai/index.php?do=static&page=stranicy-istorii-udmurtavtodora