Война Судного дня
Война судного дня — Четвертая арабо-израильская война («война Судного дня», Октябрьская война) — военный конфликт между рядом арабских стран, с одной стороны, и Израилем, с другой). Считается одной из самых тяжелых войн Израиля. США выступили на стороне Израиля, СССР – на стороне Египта. Анвар Садат начал войну неожиданно, решив «стереть Израиль с лица Земли». Начало войны было для Израиля почти таким, как 22 июня 1941 года для СССР.
6 октября 1973 года в Израиле отмечался Судный день (Иом Кипур) — самый главный день еврейского религиозного календаря. В Иом Кипур жизнь в Израиле замирает — не работает транспорт, выключены радио- и телевизионные каналы, верующие постятся, синагоги переполнены молящимися. Многие военнослужащие находились в отпусках.
В три часа дня по всей стране внезапно взвыли сирены и заработало радио.
Дикторы сообщили, что ровно в 14:00 Израиль был атакован на всех фронтах объединенными силами арабских государств, объявляется тотальная мобилизация резервистов, а военнослужащим предписывается немедленно прибыть в свои воинские части. Началась Война Судного дня.
На просторах от Суэцкого канала до Голанских высот развернулось крупнейшее сражение, в котором с обеих сторон вели смертный бой более 1 миллиона 500 тысяч военнослужащих, 7 тысяч танков, более 2 тысяч боевых самолетов и вертолетов, около 6 тысяч артиллерийских орудий и минометов.
В первый же час войны по израильским позициям был открыт шквальный артиллерийский огонь. На Суэцком канале обстрел велся из двух тысяч артиллерийских орудий. Артподготовка, сопровождаемая массированными авианалетами 200 самолетов, продолжалась 53 минуты. Египет бросил в бой пять дивизий общей численностью 100 тысяч солдат, 1350 танков и 2000 орудий и тяжелых минометов. Это был первый эшелон сил вторжения, за которым предполагалось вводить в бой свежие дивизии.
После артподготовки началось форсирование Суэцкого канала тысячами пехотинцев. В тылу израильских войск был высажен на вертолетах десант египетских коммандос. На Суэцком канале на 6 октября 1973 года было всего 450 израильских солдат, размешенных в шестнадцати фортах, распределенных по всей длине Суэцкого канала. На Синае в это время также находились 290 израильских танков в составе трех танковых бригад, причем только одна танковая бригада была развернута в непосредственной близости от Суэцкого канала.
Операция по форсированию Суэцкого канала была отлично спланирована и осуществлена египетскими войсками. Когда первая волна египетских войск закрепилась на израильском берегу Суэцкого канала, инженерные войска арабов навели пять понтонных переправ через канал, и по ним на израильский берег канала хлынули арабские войска. Уже к вечеру 6 октября на захваченных плацдармах на израильском берегу канала находились войска 2-й и 3-й египетских армий, включая почти тысячу танков.
Египетские транспортные средства пересекают Суэцкий канал 7 октября 1973 года.
Попытка израильской авиации разбомбить переправы через канал закончилась неудачно — советскими ЗРК С-75 и С-125 были сбиты несколько израильских самолетов. Контратака израильской 14-й танковой бригады — единственной, находившейся вблизи канала, — также провалилась. На вооружении египетских пехотинцев были сотни советских РПГ-7 и ПТУРС «Малютка», огнем которых были подбиты десятки израильских танков.
Трагична судьба гарнизонов 16 израильских фортов. В каждом из них находилось только по одному пехотному взводу. Они были атакованы многократно превосходящими силами арабов. После тяжелых боев, когда погибли или были ранены большинство защитников фортов, было принято решение о капитуляции гарнизонов фортов. Выстоял только один форт «Будапешт». Несмотря на огромное превосходство противника, израильские солдаты сумели затормозить наступление — к вечеру 6 октября египетские войска продвинулись только на 5—6 км вглубь от канала.
Египетские войска устанавливают флаг.
На Голанских высотах война началась в 14:00. После часового артиллерийского обстрела и авианалета на израильские позиции двинулись шесть сирийских танковых и мотопехотных дивизий. Первый эшелон атакующих сирийских войск включал 50 тысяч солдат, 1400 танков и более тысячи артиллерийских орудий. Командование сирийскими войсками осуществлялось советскими офицерами.
На фронте в 40 км сирийцам противостояло всего две израильские танковые бригады — 7-я и 188-я, — с приданной пехотой, общей численностью в 3 тысяч солдат и 170 танков. Расклад сил был такой — один израильский танковый батальон противостоял сирийской дивизии. Целью сирийцев было прорвать израильскую оборону и успеть выйти к мостам через реку Иордан до того, как в бой вступят израильские резервные дивизии.
Сражение на Голанских высотах.
Для израильских танкистов в те дни слова «Стоять насмерть» и «Ни шагу назад» были не лозунгами — каждый понимал, что в эти часы решается судьба государства. Танко-ремонтные подразделения прямо на поле боя восстанавливали подбитые машины, из уцелевших танкистов формировались новые экипажи, на отремонтированных танках вновь шедшие в бой.
К вечеру 7 октября 188-а израильская танковая бригада во главе с ее командиром полковником Ицхаком Шохамом практически полностью погибла, однако было ясно, что сирийское наступление захлебнулось. К тому времени были уничтожены сотни сирийских танков, а на фронт стали прибывать резервные израильские танковые части.
В целом бои между танковыми частями носили крайне ожесточенный характер, приводя к тяжелым потерям. В частности, к вечеру 10 октября из 105 танков 7-й израильской бронетанковой бригады боеспособными остались всего 7. В 188-й бронетанковой бригаде из всего офицерского состава в строю остались только три младших офицера.
Израильский танк на Голанских высотах.
8 октября израильтяне подтянули 14-ю, 17-ю, 19-ю, 20-ю и 79-ю бронетанковые и 1-ю пехотную бригады, усилив ими две ранее имевшиеся, а затем перешли в контрнаступление, сильно потеснив сирийскую армию.
В связи с тяжелым положением сирийских войск ряд арабских государств направил свои войска для оказания помощи. Вместе с сирийцами против Израиля сражались 3-я бронетанковая иорданская дивизия, 3-я бронетанковая иракская дивизия, марокканская механизированная бригада и другие. Однако сирийские войска** и подошедшие им на помощь части арабских стран, несмотря на отчаянное сопротивление, вынуждены были отступить. В целом войска противоборствующих сторон оказались примерно на линии прекращения огня в войне 1967 г., то есть практически вернулись на исходные позиции.
САУ М-50, Голаны.
К среде 10 октября последняя сирийская боевая единица была вытеснена за «Пурпурную линию», то есть за предвоенную линию прекращения огня. 9 октября израильские ВВС начали наносить удары по главным стратегическим объектам Сирии, в этот же день «был разгромлен сирийский генштаб».
Подбитый сирийский танк на Голанских высотах.
Теперь израильтянам предстояло решить — продвигаться ли вперёд, то есть, идти в наступление на сирийской территории, или остановиться на границе 1967 года. Весь день 10 октября израильское командование обсуждало этот вопрос. Многие военные стояли за прекращение наступления, так как это, на их взгляд, позволило бы перебросить многие боевые части на Синай (двумя днями ранее произошло поражение Шмуэля Гонена в районе Хизайон). Другие поддерживали наступление на сирийской территории в направлении Дамаска: этот шаг выбивал бы Сирию из войны и укрепил бы статус Израиля как региональной сверхдержавы.
Точку в споре поставила премьер-министр Голда Меир: «Переброска дивизии на Синай заняла бы четыре дня. Если бы война окончилась в это время, то она окончилась бы территориальными потерями Израиля на Синае и без какого-либо преимущества на севере — то есть, полным поражением.» Это решение явилось политической мерой, и её решение было твёрдым — перейти „Пурпурную линию“. Наступление было запланировано на следующий день, четверг, 11 октября.
Израильская артиллерия ведет огонь по сирийским позициям.
С 11 по 14 октября израильские войска продвинулись в глубь сирийской территории, захватив территорию площадью 32 квадратных километра. С новых позиций тяжёлая артиллерия уже могла обстреливать Дамаск, находящийся в 40 км от фронта.
Танковое сражение в Долине слез на Голанских высотах.
Контратаки сирийских, иракских и иорданских войск приостановили продвижение израильской армии, но не смогли выбить израильтян из захваченного района Башан.
22 октября, после серьёзных потерь от огня укрепившихся сирийских снайперов, бойцы бригады Голани и коммандос Сайерет Маткаль отвоевали радар и укрепления на горе Хермон.
Сирийские войска противовоздушной обороны.
Битва при Латакии — сравнительно небольшое, но во многом революционное морское сражение, состоялась 7 октября, на второй день. Это было первое в мире сражение между ракетными катерами, оснащёнными противокорабельными ракетами. Результатом битвы явилась победа израильского флота (было уничтожено 5 сирийских ракетных катеров), также была доказана состоятельность такого вида оружия, как небольшие ракетные катера, оснащённые средствами радиоэлектронной защиты.
Нефтяной терминал в Сирии под обстрелом с израильских ракетных катеров типа «Саар-4».
Военные поражения Сирии заставили президента Египта Анвара Садата принять решение о наступлении.
И 14 октября в 6:00 утра египтяне начали мощное наступление сразу на шести участках фронта, в котором участвовало около 1200 танков. К этому времени израильтяне смогли сосредоточить на Синае около 750 танков. Началось крупнейшее со времен Второй мировой войны танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 2 тысяч танков. Яростные танковые дуэли продолжались в течение всего дня. Так, например, на центральном участке фронта танки «Магах-3» из 143-й танковой дивизии открыли по наступающим египтянам огонь с дальней дистанции.
Президент Египта Анвар Садат (слева) и Хосни Мубарак, командующий ВВС и заместитель министра обороны обсуждают планы войны.
В ходе боя, продолжавшегося 50 минут, египтяне потеряли более 50 танков Т-55. К вечеру египетская армия потеряла 264 танка (210 из них – безвозвратно). Потери израильтян составили только 25 боевых машин (из них 6 – безвозвратно). Помимо танков весьма эффективно действовала и израильская авиация, особенно штурмовики «Скайхок», вооруженные 30-мм пушками «Эйден», и вертолеты, вооруженные ПТУР. Например, 18 таких вертолетов уничтожили около половины танков египетской бронетанковой бригады, наступавшей к перевалу Митла. В тот день начальник генерального штаба АОИ генерал-полковник Давид Элазар, обращаясь к премьер-министру Израиля Голде Меир, произнес свою знаменитую фразу: «Голда, все будет в порядке. Мы – опять мы, а они – опять они!»
Израильская танки готовятся к сражению на Синае.
На следующий день, 15 октября, израильтяне начали операцию «Абирей-Лев» («Отважные») — контратаку против египтян и пересечение Суэцкого канала. Это наступление выявило полную смену тактики, которую произвели израильтяне, ранее всецело полагавшиеся на поддержку танков и авиации. Теперь израильские пехотинцы стали проникать на позиции египетских противотанковых батарей и батарей ПВО, бессильных против пехоты.
Израильские десантники продвигаются по Синаю.
Дивизия, возглавляемая генерал-майором Ариэлем Шароном, атаковала египтян севернее Большого Горького озера, вблизи Исмаэлии. Израильтянам удалось найти слабое звено в обороне противника — на стыке Второй египетской армии, находившейся севернее, и Третьей армии на юге. В одном из самых жестоких сражений, крупнейшей танковой битве войны «битве за Китайскую Ферму» (ирригационный проект на восточной стороне канала) израильским войскам удалось прорвать оборону египтян и выйти на берега Суэца.
Моше Даян и Арик Шарон с группой солдат переправляются на западный (африканский) берег Суэцкого канала.
Небольшой отряд пересёк канал и начал наводку понтонного моста на том берегу. На протяжении 24 часов солдаты переправлялись через канал на надувных лодках без какой-либо дополнительной поддержки боевой техникой. Против египетской танковой угрозы солдаты были оснащены противотанковыми ракетами M72 LAW. К тому же, теперь, когда противовоздушная и противотанковая обороны египтян были нейтрализованы, пехота могла снова рассчитывать на танковую и воздушную поддержку.
Перед войной, опасаясь того, что израильтяне захотят пересечь канал, страны Запада решили не продавать Израилю современные инженерные средства для наведения переправ и строительства мостов. Поэтому израильтянам пришлось отреставрировать устаревший понтонный мост времён Второй мировой войны, приобретённый на французской свалке старой военной техники. В ночь на 17 октября понтонный мост через Суэцкий канал был построен.
Израильский мост через Суэцкий канал.
Только теперь египетское командование осознало, что на небольшую диверсию это непохоже и стало лихорадочно предпринимать усилия для ликвидации переправы.
25-я бронетанковая бригада из состава 3-й Армии была брошена на север, но в течение дня разгромлена двумя израильскими бригадами. К утру 18 октября на западном берегу канала оказались три израильские дивизии, число танков превысило 200. 19 октября ЦАХАЛ начала основное наступление на юг. К этому дню они уже уничтожили 15 дивизионов египетских ЗРК. Египетские контратаки были безуспешны.
Израильские войска на дороге Суэц-Каир.
На 19 октября у израильтян было уже четыре наведённых понтонных моста. Под конец войны израильская армия была уже глубоко в тылу египтян. Попытки отрезать снабжение 2-й и 3-й египетских армий атаками на Исмаилию и Суэц оказались неудачными. При атаке на Исмаилию был уничтожен израильский 87-й разведбатальон, которому до этого удалось найти брешь между египетскими армиями. Битва за Суэц стала последним крупным сражением на Синайском фронте
Уничтоженные израильские танки возле египетского города Исмаилия.
24 октября на обоих фронтах огонь был прекращен, война закончилась.
Египет и Израиль подписали соглашение о прекращении огня от 11 ноября 1973 год.
Обсуждать потери сторон крайне сложно из-за того, что они обе склонны к безграничному вранью, которое никогда не признают, сколько бы лет не прошло. Тем не менее, что-то установить все же можно.
Израиль признает потерю 2656 человек убитыми, из них 772 на сирийском фронте. Еще от 300 до 500 человек попали в плен, но после войны все пленные были возвращены. Потери в бронетехнике установить исключительно сложно из-за того, что какая-то ее часть подлежала восстановлению.
По-видимому, израильские потери превышали 1,5 тысячи танков и БТР, в т.ч. не менее 800 единиц были потеряны безвозвратно. Вообще, члены танковых экипажей составили до 60% потерь ЦАХАЛ убитыми. Легкость побед в предыдущих войнах очень сильно подвела израильтян, которые не считали нужным поддерживать танки пехотой.
ВВС Израиля потеряли по собственным данным 33 «Фантома», 11 «Миражей», 53 «Скайхока», шесть «Супер Мистеров» и шесть вертолетов. Из них, якобы, лишь пять машин были потеряны в воздушных боях с египетскими самолетами, все остальные сбиты наземной ПВО. Американские данные добавляют к этим потерям немного — еще два «Фантома», один «Мираж» и три «Скайхока». Кроме того, не менее шести «Фантомов» были списаны из-за повреждений. Арабско-советские данные дают не менее 200 израильских самолетов, сбитых только наземной ПВО. Арабы, впрочем, иногда утверждают, что было сбито более 400 самолетов израильских ВВС (с учетом воздушных боев), но, как говорил красноармеец Сухов, «это вряд ли».
Потерь на море у Израиля, видимо, не было вообще (либо составили 1 патрульный катер).
Пленные египетские солдаты, 23 октября 1973.
Потери Египта составили от пяти до 15 тысяч человек убитыми и около 8,5 тысячи пленными, не менее одной тыс. единиц бронетехники. Подавлено с воздуха и уничтожено сухопутными войсками ЦАХАЛ 32 зенитно-ракетных дивизиона.
Потери в самолетах составляют по разным данным от 159 до 292. При этом по израильским данным в воздушных боях было сбито 172 египетских самолета, еще 43 — наземной ПВО, более 60 уничтожены на земле, либо своей ПВО, хотя сами египтяне потерь самолетов на земле вообще не признают. ВМС Египта потеряли 6 ракетных катеров .
Сирия потеряла по собственным данным 1435 человек убитыми, 1269 пропавшими без вести (т.е. реально тоже убитыми, всего, таким образом, 2704), 309 пленными, 1116 танков, БМП и БТР, 435 орудий, 13 зенитно-ракетных дивизионов , 168 самолетов, пять ракетных и один торпедный катера, один тральщик .
Израиль повышает сирийские потери до 3612 убитых, 370 пленных, 222 самолетов (из них 162 в воздушных боях, семь от наземной ПВО). При этом надо заметить, что людские потери сирийцев гораздо ниже, чем у египтян, хотя на их фронте, в отличие от египетского, не было никаких пауз.
Египетские военнопленные возвращаются домой после арабо-израильской войны.
Алжир потерял 1 МиГ-21 и 1 Су-7, Ирак – 21 самолет (в т.ч. 14 МиГ-21).
Израильские «Фантомы» сбили до 115 арабских самолетов при собственных потерях не менее 41. МиГ-21 сбили по арабским данным 144 израильских самолетов, хотя сами израильтяне признают не более пяти. Реальные успехи этих советских истребителей, видимо, составляют 30–40 сбитых самолетов противника при собственных потерях от 101 до 184.
«Большие» ЗРК советского производства (С-75, С-125, «Квадрат») сбили от 46 до 155 самолетов ВВС Израиля. На ПЗРК «Стрела-2» приходится от семи до 18 сбитых самолетов, на ЗСУ-23-4 «Шилка» — от 11 до 31. Израильские ЗРК «Хок» (американского производства) сбили от десяти до 17 арабских самолетов.
Израильтяне осматривают трофеи, захваченные у египетской армии.
Через четыре месяца после окончания войны в Израиле начались антиправительственные акции протеста. Возглавил протест Моти Ашкенази, командир укреплённого пункта «Будапешт» — единственного укрепления на Синае, которое не было захвачено египтянами в начале войны. Недовольство правительством (и, в особенности, Моше Даяном) внутри страны было велико. Шимон Агранат, председатель верховного суда, был назначен главой комиссии по расследованию причин военных неудач в начале войны и неготовности к ней.
Премьер-министр Израиля Голда Меир приветствует министра обороны Израиля Моше Даяна.
В конце концов, 11 апреля 1974 года Голда Меир ушла в отставку. За ней последовал весь кабинет, включая Даяна, который в прошлом дважды просил об отставке и дважды получал отказ от Голды Меир. Новым главой правительства, сформированного в июне того же года, стал Ицхак Рабин, бывший во время войны неофициальным советником при Элазар.
Премьер-министр Израиля Голда Меир.
Еще один отмобилизованный «Шот Каль» спешит на помощь израильским частям, обороняющим Голанские высоты. 7 октября 1973 года.
Советский плакат периода арабо-израильской войны 1973 года.
Моше Даян и Ариэль Шарон.
Израильские танки на Синае.
Израильский солдат отдыхает на гусенице танка.
Египетский МиГ-23 в полете во время арабо-израильской войны.
Египетская ракетная установка, захваченная израильтянами.
Израильские военнопленные возвращаются домой после арабо-израильской войны.
Израильский танк на Синае.
Экипаж израильского танка «Шерман».
Контрольно — пропускной пункт Организации Объединенных Наций.
Последствия танковой битвы в Долине слез.
Сирийский президент Хафез Асад (справа), военный министр Мустафа Тлас (в центре) слушают рекомендации военспеца из СССР.
Сирийский танк Т-62 во время арабо-израильской войны.
Сирийские танки, захваченные Израилем.
Источники: http://www.yaplakal.com/forum2/topic1207958.html, http://arsenal-info.ru/b/book/2830168654/17, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%BD%D1%8F, http://humus.livejournal.com/5250694.html