Обнажённый Акрополь 1928 год.
Нелли Суюлдзоглу-Серайдари (Айдын 23 ноября 1899 — Афины 17 августа 1998) — одна из первых гречанок-фотографов с международным признанием, более известная в мире фотографии под её английской подписью Nelly’s.Нелли родилась на западе Малой Азии, в городе Айдын. В ходе греко-турецкой войны 1919—1922 годов. Город был разгромлен турецкими четами, христианское население население подверглось резне в июне 1919 года. Семья Нелли была в числе беженцев и хотя город был сразу же отбит греческой армией, семья осталась жить в городе Смирна, где Нелли закончила школу .
По окончанию школы, Нелли с братом отправились в Дрезден учится живописи, но в конечном итоге Нелли обратилась к фотографии. Ее учителями классической фотографии стали Хьюго Эрфурт, известный портретист Дрездена и Франц Фидлер, открывший ей дорогу к свободной тематике. После того как в 1922 ее семья покинула Малую Азию, вместе с сотнями тысяч греческих беженцев и обосновалась в Афинах, в 1924 Нелли также переехала в Афины и организовала фотоателье в центре города, выполняя кроме прочих работ и заказы министерства культуры. Будучи и сама в действительности беженкой, Нелли в своих работах запечатлела беженцев малоазийской катастрофы 1922, но и значительные лица той эпохи такие как поэт Паламас, Костис и политик Венизелос, Элефтериос. Особое место в ее работе заняли фотографии на фоне Афинского Акрополя обнаженной и полуобнаженной Моны Паевой, первой балерины Opera Comique , которые вызвали общественный скандал после их публикации в французском журнале Illustration.
В 1928 году фотограф сделала на Акрополе ряд художественных снимков обнаженной примы-балерины парижской Opera Comique, Моны Паевой. Сама Нелли признавалась позже, что и не думала фотографировать Мону обнаженной среди колонн Парфенона. Она получила разрешение на съемки от директора Акропольского комплекса, который сам и проводил ее и балерину в домик сторожа, где модель должна была переодеться в заранее запасенные Неллей пеплосы. «Однако, когда я увидела Мону обнаженной в лучах заходящего солнца, то тут же предложила ей фотографироваться совершенно нагой. Она согласилась, свое согласие дал и директор, на том условии, что фотографии не будут опубликованы. Я пообещала это». На ее защиту встал известнейший афинский журналист Павлос Нирванас, написавший в центральной столичной газете: «Я протестую от имени олимпийских богов, которые, как известно, не только разгуливали нагими, мужчины и женщины, но и им, обнаженным, поклонялись в многочисленных храмах…». Скандал был замят. Поэт Ангелос Сикельянос и его супруга Эва Палмер пригласили Нелли Суюдзоглу после ее акропольских работ стать фотографом Дельфийских празднеств, где объективу Нелли удастся превратить танец в живой фриз. Благодаря фотографиям Нелли Дельфийские празднества стали известны во всем мире.
По причине ее сотрудничества с диктатурой генерала Метаксаса (1936—1941 гг.) Нелли именовали греческой Лени Рифеншталь, которую она и сопровождала в поездке в Олимпию. В 1936 Нелли отправилась в Берлин освещать Олимпийские игры. В 1939 она была послана в Нью-Йорк декорировать павильон Греции на Всемирной выставке, что она выполнила, установив гигантские фото-коллажи, подчеркивая тождество внешнего облика древних и современных греков. Начало 2-й Мировой войны застало ее в США, где она осталась и прожила 27 лет с 1939 по 1966.
Источник: http://humus.livejournal.com/4572054.html