Секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Подписанный 28 Июня 1919 года Версальский договор запрещал Германии иметь военно-воздушные силы, а имеющиеся в наличие самолеты нужно было передать третьим странам или уничтожить, также был запрещен любой импорт и производство самолетов, авиационных частей, двигателей и деталей. Таким образом, восстановление военно-воздушных сил сделалось практически невозможным. Тем не менее, военное руководство не было готово отказаться от этого уже показавшего свои способности вида техники. Министерством Обороны были разработаны первые тайные операции, направленные на поддержание уровня летного состава.

В 1922 году был отменен запрет на производство самолетов гражданского назначения, но разработка и производство военных самолетов по-прежнему были невозможны. Уже в начале 1923 года в небе над Германией летали немецкие самолеты гражданской авиации. Но фирмы уже вовсю разрабатывали прототипы военных самолетов. Компания Фоккера собрала на заводах в Нидерландах сто самолетов, в том числе 50 вновь разработанных Фоккер D XIII. Была большая проблема с размещением и обкаткой этих самолетов. В этой ситуации на помощь пришел Советский Союз (с 30 декабря 1922 г.) в качестве партнера.

Договор в Рапалло 16 Апреля 1922 года нормализовал немецко-русские отношения и предоставил возможность согласовать как экономическое, так и военное сотрудничество. После консультаций весной 1924 Советский Союз проявил интерес к созданию немецкой авиационной школы и испытательного полигона на своей территории. В январе 1923 компания Юнкерса открыла филиал в Филях под Москвой. В начале июня 1924 подполковник в отставке Герман фон дер Лит-Томсен появился в Москве «в качестве постоянного представителя рейхсвера». Кроме того, начиная с середины 1924 года, семь немецких советников и инструкторов работали с летчиками из советских летных частей.

15 Апреля 1925 был, наконец подписан договор между Лит-Томсеном и командующим военно-воздушным флотом Красной Армии Барановым о создании немецкой авиашколы и испытательного полигона в Липецке. В качестве руководителя школы был утвержден майор в отставке Вальтер Стара. В июне 1925 года школа открылась, но в рабочем режиме начала функционировать лишь с весны 1926. К моменту своего закрытия в сентябре 1933 года было подготовлено около 120 истребителей и обучено 100 летчиков, а также множество немецкого техперсонала. Выпускники школы были в 1935 использованы немецкими военно-воздушными силами в качестве опытных тренеров. В дополнение к немецким летчикам и техникам многие советские летчики и техники прошли обучение в Липецкой авиашколе.

Кроме того, были также протестированы новые устройства и отработаны полеты в условиях суровой зимы. Годовой бюджет Липецкой школы достиг своего апогея в 1929 году и составлял чуть менее 4 млн. рейхсмарок. Помимо липецкой авиашколы существовали еще два других немецких учреждения в Советском Союзе: танковая школа в Казани («Кама»), открытая согласно договору в декабре 1926 года, подготовившая с 1929 по 1933 год примерно 30 танкистов, а также лаборатория в Вольске («Томка») с 1928 по1931 занимавшаяся исследованием и испытанием химического оружия.

Город Липецк. Снимок с самолёта.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Вид города Липецк. Конец 20-х годов.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Часть немецко-советского договора о строительстве авиашколы. Внизу подписи Баранова и Лит-Томсена.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Строящиеся казармы. Осень.1926 год.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Казармы готовы к эксплуатации.1927 год.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Ангары. 1926 год.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Учебный полёт.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Авария Хейнкеля D 17.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Для подготовки летчиков-наблюдателей летом 1926 г. в Липецк привезли восемь немецких двухместных разведчиков Хейнкель HD 17 с двигателем Нэпир «Лайон», 450 л.с. Эти самолеты проектировались и строились фирмой «Хейнкель» по заданию Рейсхвера специально для липецкой авиашколы.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Офицерский учебный класс.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Начальником Липецкой авиашколы немцы назначили майора Вальтера Штара, в годы первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей на германско-французском фронте. Несмотря на нелестные отзывы местного УГПУ о политическом лице этого человека («…приверженец Гинденбурга, нацист весьма крутого нрава, требователен и беспощаден. К советской власти настроен исключительно враждебно, не может переваривать русских»), Штар находился на посту руководителя школы целых пять лет.

Штаб.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Вид сверху на авиашколу и испытательный полигон.

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Фоккер D XIII

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Арсенал

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Комната женщины-студентки

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Жилая комната офицера-студента

секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Существование липецкой авиационной школы в определенной степени было полезно обеим сторонам, особенно в начальный период ее деятельности. Германия смогла подготовить там около 200 военных летчиков, некоторые из которых заняли потом командные посты в Люфтваффе, испытать ряд новых боевых самолетов и систем вооружения. Благодаря этому имелась возможность хоть незначительно, но поддерживать и развивать в условиях строгого запрета на развитие военной авиации военно-технический потенциал, накопленный в годы первой мировой войны.

Советская сторона получила уникальную возможность знакомиться, хотя бы отчасти, с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации. Одним из итогов этого явилось появление в 1934 г. первого в СССР наставления по технике бомбометания.
Кроме этого, по соглашению с Рейхсвером германское военное руководство в обмен на существование своих баз в СССР взяло на себя обязательство принимать высших офицеров РККА с целью повышения их квалификации и знакомства с иностранной военной техникой.

В 1926-1932 гг. Германию посетили руководители советских ВВС Я.И.Алкснис, С.А.Меженинов, Б.М.Фельдман, заместитель председателя РВС И.С.Уншлихт, начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский и др. Во время этих визитов был осмотрен целый ряд немецких авиационных фирм и предприятий («Юнкерc», «Хейнкель», «Сименс», «Хирт», BMW и др.), летные школы, научные организации. Но основе увиденного Меженинов в начале 1933 г. подготовил специальный доклад, в котором рекомендовал нашим конструкторам применять на самолетах крылья с закрылком и предкрылком для достижения наибольшего диапазона скоростей, как это делают «Арадо» и «Хейнкель», по примеру «Юнкерса» вести работы по авиационным дизельным двигателям и системам наддува для увеличения высотности моторов, ратовал за развитие в СССР радионавигационного оборудования для полетов вне видимости земли.

Сразу же после отъезда немцев, на основе липецкой авиашколы была создана Высшая военно-техническая школа ВВС РККА, позднее преобразованная в летный центр по испытаниям боевых самолетов.

Фоккер D XIII
секретная немецко-советская лётная школа в Липецке

Источник: http://humus.livejournal.com/2214372.html https://www.bundesarchiv.de/oeffentlichkeitsarbeit/bilder_dokumente/00931/index-0.html.de

(Visited 1 046 times, 1 visits today)