Экспедиция в Антарктиду Эрнста Шеклтона в 1914 году
8 августа 1914 года из британского порта Плимут вышли и взяли курс на юг два корабля: баркентина «Эндьюранс» и китобойная шхуна «Аврора». Это были корабли имперской антарктической экспедиции сэра Эрнста Шеклтона, в ходе которой предполагалось пересечь Антарктиду. В последствии экспедицию Шеклтона назовут последним великим путешествием «золотого века полярных исследований».
Основное судно экспедиции «Эндьюранс» (стойкость, выносливость) было построено в 1912 году для… туристических покатушек на Шпицберген. Компания-заказчик разорилась и Шеклтон купил корабль для экспедиции относительно дешево, за 14 тысяч фунтов.
При строительстве за основу взяли чертежи легендарного норвежского «Фрама». Кроме парусного вооружения, на корабле была паровая установка, которая разгоняла его до 10 узлов. Но в угоду плавности хода обводы сделали чуть более острыми, что сыграло впоследствии роковую роль: будучи затертым льдами «Эндьюранс» не выдавливался наверх и был в итоге раздавлен.
По плану экспедиции предполагалось, что «Эндьюранс» высадит транс-антарктический десант, а «Аврора» обеспечит промежуточные базы для пересечения континента. Но уже в феврале 1915 «Эндьюранс» оказался в ледовом плену и дрейфовал до октября.
Поначалу дрейф проходил благоприятно для корабля и экипажа. Корабль тщательно утеплили, для членов экипажа при хорошей погоде устраивали лыжные прогулки и даже любительские спектакли.
Шеклтон со товарищи благополучно пережили всю полярную зиму, но антарктической весной, в августе-сентябре началась особенно сильная подвижка льдов, и, что было самым опасным, лед сомкнулся под килем корабля. К началу октября начали ломаться элементы силового набора по левому борту. 24 октября в борту образовалась пробоина, вода стала поступать в трюм. Шеклтон объявил эвакуацию на лед.
Экипаж три дня боролся за судно, откачивал ледяную воду, пытался завести пластырь. И это при температуре воздуха -27′!
Через три дня стало очевидно, что «Эндьюранс» не спасти. Экипаж окончательно покинул судно, но обломки еще довольно долго были на поверхности, что позволило собрать много полезного и нужного для выживания полярников.
В эти же дни фотограф Хёрли по колено в воде вытаскивал самое драгоценное для себя — отснятые фото пластины. Всего на тот момент было отснято более пятисот снимков, но из-за большого веса Хёрли отобрал около 150 наиболее удачных.
Дальше была полная драматизма и настоящего героизма эвакуация на сохраненных шлюпках на остров Элефант, потом просто фантастическое плавание за помощью Шеклтона и четверых его товарищей, когда они смогли на шлюпке пройти под ураганами больше 800 миль до острова Южная Джорджия, где была база китобоев, потом спасение с четвертой попытки экипажа… А еще дрейф «Авроры» и спасение ее экипажа…
Источник: http://a-sharkov.livejournal.com/83247.html