1910-1915. Судостроительная верфь завода «Сормово».
8 марта 1849 года в Петербурге возникла «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», учреждённая сыном председателя Государственного совета Львом Викторовичем Кочубеем, флигель-адъютантом императорской свиты и сыном главы Морского ведомства Владимиром Александровичем Меншиковым и промышленно-финансовым магнатом Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Компаньоны решили строить в окрестностях Нижнего Новгорода судостроительное предприятие, выделив на это 500 тыс. руб. серебром. Для реализации проекта, 30 июня 1849 года в Нижний Новгород прибыл представитель компании Алексей Иванович Узатис (отставной майор и горный инженер, получивший опыт судостроения во время флотской службы), который, с трудом преодолев сопротивление потенциальных конкурентов, выкупил у помещицы Крюковой участок земли на правом берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка.
21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата является днем рождения завода Сормово.
Строительство машинной фабрики под руководством Узатиса началось интенсивно. К концу 1849 г., на месте вырубленной дубравы, уже возвели первые 3 здания с жилыми флигелями и сараями, часть оборудования выписывалось из Бельгии и устанавливалось под руководством бельгийских инженеров Арно, Кадо и механика Жориссена. К моменту создания работало 18 токарных, строгальных, навальных и точильных станков, паровой молот, 20 печей и горнов, механизмы обслуживали 2 паровые машины в 5 и 25 л. с. Работали цеха токарный и слесарный, чугунолитейный с кузницей, мастерская, верфь для сборки судов, котельная. Сормовский завод был в десятке самых передовых в России и единственным в Волжско-Камском бассейне пароходостроительным заводом.
Судостроительная верфь завода «Сормово».