Корабли со светомаскировкой
Огромное морское судно прекрасно видно невооруженным глазом даже на приличном расстоянии. Тем не менее немало кораблей еще во времена Первой Мировой войны были довольно хорошо закамуфлированы. Роль боевой маскировки для них выполняла особая раскраска, благодаря которой судна, если отвлечься от сугубо практической стороны дела, становились впечатляющими плавучими арт-объектами.
В большинстве случаев камуфляж основан на идее сокрытия, стремлении слиться с окружающей средой. Другая точка зрения состоит в том, что маскируемый объект может представляться как коллаж не связанных между собой компонентов. Почти столетие назад эта идея привлекла военно-морские силы. Поскольку корабли находились в двух различных и постоянно меняющихся цветовых средах — море и небо — идея однотонной маскировки тут не срабатывала.
Британский морской офицер и художник Норман Вилкинсон предложил схему окраски судов геометрическими узорами, известную как Dazzle (ослепление) или Razzle Dazzle (обман) и ставшую весьма распространенной во время Первой Мировой войны. Она визуально «разрушала» силуэт корабля, яркие контрастные геометрические узоры затрудняли определение его курса вражескими подводными лодками и как следствие — мешали поражению цели.
FFS Gloire (1935−1958), Франция
Этот крейсер, весьма большое судно длиной 179 метров, из-за хитроумного «складчатого» камуфляжа с определенных ракурсов даже с близкого расстояния выглядел гораздо компактнее.