Балтийский Судостроительный и Механический Завод

Завод был основан 1 мая 1826 года петербургским купцом Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова. Официальное название предприятия на начальном этапе «Завод Карра и Макферсона».

К 1873 году на заводе были выпущены 20 буксиров, несколько пассажирских пароходов, две паровые яхты, свыше десяти крупных судов по заказу Морского министерства. Однако к 1874 году из-за многочисленных долгов компаньонам пришлось продать завод. Он перешел во владение английского акционерного общества, которое в 1877 году было преобразовано в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество.

Корпуса завода.


Под управлением талантливого администратора, капитан-лейтенанта Михаила Кази, завод достиг по производительности размеров больших заграничных заводов и в 1894 году поступил в собственность Морского министерства.

Управляющий Балтийским заводом генерал М. И. Кази. (конец 1880-х гг.).

В начале XX века на Балтийском заводе была построена первая российская боевая подводная лодка — «Дельфин».

К этому моменту завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Актив завода на 1 января 1907 года составлял 53 млн рублей.

Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.

Вид на завод со стороны Невы. 1903 год.

Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.

В 1906 году на заводе был создан «Отдел подводного плавания», или сокращённо «Отдел Подплава», во главе с Иваном Бубновым. В состав отдела Подплава входили: техническое бюро, мастера строители и мастерские по сборке подводных лодок. Отдел Подплава занимался строительством и ремонтом подводных лодок и просуществовал до 1924 года.

Общий вид корпусов завода (начало 1890-х гг.).

Вид на Балтийский завод (слева) со стороны Невы.

Часть территории Балтийского судостроительного и механического завода.

Вид на строительство эллингов.


Стапеля завода.

Торжественная встреча императора Николая II и сопровождающих его лиц рабочими и служащими Балтийского судостроительного и механического завода. 12 сентября 1902 года.

Нижняя часть турбины высокого давления переднего хода для линейных кораблей, изготовленная на заводе. 19 июля 1910 года.

Группа строителей за изучением плана устройства корабля.

Пребывание китайской делегации на заводе. 1910 год.

Макет броненосца «Орел», построенного на заводе.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916 год.

Источник: https://humus.livejournal.com/4176537.html

(Visited 111 times, 1 visits today)