Жизнь в свете Маргариты Тереховой
Маргарита Терехова -это одна из самых значительных актрис СССР. Созданными ею образами восхищались миллионы советских зрителей театра и кино. Маргарита Терехова является подлинно народной артисткой, хоть ей и пришлось сыграть немало титулованных особ. И очень жаль, что её постигла ужасная болезнь. Мы желаем нашей любимой актрисе справиться с этим недугом.
Маргарита Терехова появилась на свет 25 августа 1942 года в маленьком городке Туринск, где в те страшные военные годы остановился Свердловский передвижной драмтеатр, в котором работали родители Маргариты – коренной сибиряк Борис Иванович Терехов и полячка Галина Станиславовна Томашевич. Женщина выходила на сцену вплоть до девятого месяца беременност
Маргарите не исполнилось и трех, когда семья переехала в Ташкент, к сестре Галины. Это был вынужденный шаг – из-за сурового уральского климата Малышка подхватила воспаление лёгких и чудом выкарабкалась с того света. Солнечная ташкентская погода, обилие фруктов и овощей, – все это быстро поставило малышку на ноги. В этом городе Маргарита прожила вплоть до окончания школы.
Вскоре Бориса призвали на фронт. В ходе боевых действий он получил контузию и потерял память. В следующий раз Маргарита увидела его уже взрослой, у отца была новая семья. Девочку растила мать, продолжавшая выступать на сцене. Детство Тереховой прошло за кулисами, она спала в ящике с реквизитом и, наблюдая за мамиными выступлениями, изучали весь репертуар.
Маргарита Борисовна окончила школу с золотой медалью. Была капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу. С 1959 года в течение двух лет училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Затем, оставив университет, уехала в Москву, где поступила на учёбу в Школу-студию Ю. А. Завадского при Театре имени Моссовета.
Успешно сдав экзаменационную сессию по окончании второго курса, Терехова приняла судьбоносное решение – поступать в Московский театральный ВУЗ. Но поступление во ВГИК, о котором она так мечтала, абитуриентка провалила. На ее счастье, в конце августа режиссер театра Моссовета Завадский набирал новый курс. Узнав об этом, Маргарита подала документы и удивительно легко прошла, поразив экзаменационную комиссию контрастом выбранных ею произведений: монолог Шолоховской Натальи из «Тихого Дона» и поэтическую лирику Кольцова. В списке зачисленных к поступлению фамилия Тереховой была первой.
Годы учебы в Школе-студии при театре Моссовета пролетели как один миг. Постигая азы будущей профессии, студентка буквально жила в театре. Одним из принципов режиссерской концепции Юрия Завадского был отказ от деления актеров на «начинающих» и «именитых». Возможность играть на сцене вместе с «мэтрами» театра, вдохновляла Маргариту и заставляла работать до изнеможения. Окончив обучение в 1964 году, Терехова была принята в труппу любимого театра, где работала вплоть до 1983 года.
Первой театральной ролью начинающей актрисы была яркая роль Клеопатры в театральной постановке «Цезарь и Клеопатра».
Р. Плятт и М. Терехова в спектакле «Цезарь и Клеопатра».
А в 1965 году Маргарита дебютировала в фильме «Здравствуй, это я!». Драма, в которой ей посчастливилось сыграть запоминающуюся роль девушки послевоенного поколения, завоевала зрительскую признательность и на Каннском кинофестивале была номинирована на главный приз — «Пальмовую ветвь». Критики тех лет, анализируя работу молодой актрисы, отмечали ее индивидуальность и талант. В возрасте 23 лет Маргарита Терехова приобрела всемирную известность и любовь зрителей.
Первый ее брак был зарегистрирован в годы студенческой юности с однокурсником Вячеславом Бутенко. К сожалению, семья просуществовала недолго, и по обоюдному согласию молодые люди расстались. Хотя ходили слухи о том, что причиной развода стала новая любовь Маргариты.
Два года спустя вышла следующая знаковая работа в фильмографии актрисы – мелодрама «Бегущая по волнам», снятая по мотивам романа Александра Грина. Знаковая не только потому, что в этом фильме актриса сыграла сразу две роли – Биче Саниэль, жены капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушку из легенды. На съемочной площадке Маргарита воспылала чувствами к ее партнеру, популярному болгарскому актеру Саве Хашимову. Когда работа над «Бегущей» подходила к концу, актриса была на 4 месяце беременности.
Фильм «Бегущая по волнам».
Савва и Маргарита на тот момент были связаны узами брака, но это не остановило влюбленных. Каждый из них получил развод в прежних семьях. Поженившись, они стали жить в общежитии. Через два года в семье родилась дочка Анечка. Оказавшийся невостребованным советским кинематографом, Хашимов стал настаивать на переезде в Болгарию, где он жил в совершенно иных условиях и как актер, был обласкан соотечественниками. Маргарита, напротив, много снималась и перспектива стать на родине мужа просто женой, не прельщала актрису. Получив развод, она осталась в Советском Союзе и одна ставила на ноги маленькую Аню.
Новорожденная Анна Терехова
Семидесятые прошли под эгидой Маргариты Тереховой. Она сыграла Машу в экранизации повести Чехова «Моя жизнь» вместе со Станиславом Любшиным, Алисой Фрейндлих, Юрием Соломиным.
Маргарита Терехова в фильме «Монолог».
Судьбоносным для Тереховой стало знакомство с режиссером Андреем Тарковским в 1972 году в студии «Мосфильм», куда актриса пришла на пробы к фильму «Солярис». Роль Хари в итоге получила Наталья Бондарчук, но режиссер, которого Терехова не раз называла величайшим кинодеятелем современности, запомнил Маргариту – в первую очередь благодаря ее густым золотистым волосам. Когда начались пробы к фильму-размышлению о близких «Зеркало», Тарковский вызвал актрису в киностудию.
Если правда, что в жизни каждой актрисе нужно ждать «своего» режиссера, то определенно таковым в жизни Тереховой стал Андрей Тарковский. Период работы под его началом Терехова описывала как «блаженство и лучшее время жизни <…> [мне] хотелось летать как птице». Всего один раз она осмелилась пойти наперекор его мнению – когда от нее потребовали рубить в кадре головы петуху. «Я актриса, а не живодер», – возмутилась Терехова, и сцену изменили.
Маргарита Терехова в фильме «Зеркало».
Настоящим триумфом для Маргариты Тереховой стала музыкальная комедия Яна Фрида «Собака на сене».
Маргарита Терехова после «Зеркала» Тарковского была настоящей звездой и не только уверенно чувствовала себя на съемочной площадке, но и могла себе позволить спорить с режиссером. Роль Дианы казалась ей недостаточно глубокой и драматичной, и она постоянно пыталась вносить в нее свои коррективы. В Теодоро Ян Фрид хотел видеть не романтического героя, а комического персонажа, и актерам пришлось его переубеждать. «С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», – вспоминает Маргарита Терехова.
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме «Собака на сене».
Михаил Боярский признавался: «Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съемки: «Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду». Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина – Терехова. После продолжительного «диалога» Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съемки возобновлялись, все повторялось сначала».
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме «Собака на сене».
Маргарита Терехова и Николай Караченцев в фильме «Собака на сене».
Роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» сделала Маргариту Терехову кинозвездой первой величины! Сейчас уже трудно представить другую леди Винтер в этом фильме. Но в планах режиссёра она изначально планировалась совершенно другой. Нежной, капризной и очень женственной, просто ангела во плоти, которого никак невозможно было заподозрить в злодеяниях.
Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» — этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине
Терехова полностью растворялась в роли Миледи. Вот её воспоминания о той работе:
«Дух этой женщины присутствовал рядом во время съёмок и помогал сыграть эту роль. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Нарисовать захотел сам режиссер Хилькевич, он ведь еще и художник. Юра (Хилькевич) говорит: «Сейчас я тебе нарисую» — и вдруг замолкает, а потом кричит: «Посмотрите, у нее на плече красное пятно в форме лилии — его нужно только обвести!» Представляете?!
В 80-е актриса снималась куда меньше, отметившись в паре запоминающихся картин в первой половине десятилетия. Фильм «Благочестивая Марта» снятый режиссёром Яном Фридом имел гораздо скромный успех.
Маргарита Терехова и Эммануил Витторган в фильме «Благочестивая Марта».
В третий раз Терехова вышла замуж за режиссера Георгия Гаврилова. Брак с ним был самым продолжительным — 15 лет, но и он закончился разводом, после которого Гаврилов уехал в Соединенные Штаты Америки. Там он проживает и по сей день.
Союз подарил Маргарите сына Александра, который, следуя традициям семьи, выбрал профессию актера.
В 1994 году она поставила спектакль «Под крышей» со студентами ГИТИСа, в 1996 году подала заявку на съемки фильма по чеховской «Чайке» – это была ее давняя мечта – но получила отказ. В том же году ей присудили звание Народной артистки России. В 2002 году Тереховой все-таки удалось воплотить в жизнь свою мечту и приступить к съемкам «Чайки». На главные роли Терехова утвердила себя и своих детей – Анну и Александра. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина и Андрея Соколова. Фильм снимали в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.
«Чайка» – последняя роль Маргариты Тереховой.
Казалось, что возраст не подвластен этой замечательной кинокрасавице, но болезнь не красит никого. Не стала исключением и всеми любимая актриса. Болезнь заперла ее в четырех стенах, практически изолировав от всего, что было так дорого: от новых ролей и благодарных зрителей.
Лечение стоит больших денег, которых в семье нет. Актриса в молодости была непрактичным человеком. Драгоценности ее не прельщали. Накоплений не сделала. Заработанные деньги тратила на самое необходимое, а остальные без сожаления раздавала друзьям и нуждающимся. Сын Александр и дочка Анна обратились к поклонникам актерского таланта мамы с просьбой поддержать Маргариту Борисовну материально.
Маргарита Терехова с детьми
Источники: https://starpri.ru/margarita-terehova/, https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-margarita-terehova.html